25.01.2002
24.01.02 объявлен конкурс на право вещания на частоте ТВ-6. Комментарий эксперта.

Сегодня стартует конкурс на право вещания на частоте шестого телевизионного канала. Прием заявок на участие в конкурсе завершится 6 марта. Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию назовет победителя 27 марта.

Конкурсный взнос составляет $1 млн. долл. По предварительным прогнозам, бороться за эту частоту будут 5-6 организаций.

Пока о своем участии в конкурсе заявили только журналисты ТВ-6, однако им еще необходимо официально зарегистрировать учрежденное на прошлой неделе общество с ограниченной ответственностью.

Однако, несмотря на объявление о начале конкурса, с юридической точки зрения, спор вокруг МНВК еще далек от разрешения, и более того, аналитики не исключают, что могут открыться новые стороны этого дела. За комментарием по поводу сложившейся ситуации и ее возможного развития E-xecutive обратился к директору Института проблем информационного права Андрею Рихтеру.

Комментарий эксперта
Андрей Рихтер, АНО "Институт проблем информационного права", директор:

Менеджемент ТВ-6 мог бы как-то повлиять на ход событий до прекращения вещания канала в том случае, если бы они подали в арбитражный суд первой инстанции заявление о пересмотре решения о ликвидации ЗАО «МНВК» в связи отменой 1 января этого года 35-й статьи закона «Об акционерных обществах». Обращаться в какие-то международные инстанции, на мой взгляд, бесперспективно, поскольку практика того же Европейского суда по правам человека показывает, что по подобным спорам решения не только никогда не выносились, такие дела просто не рассматривались. И даже если бы суд взялся за рассмотрение этого дела, процедура бы затянулась на два-три года, поскольку в данном случае очень трудно доказать, что речь идет об ущемлении гражданских прав (к тому же допускаются определенные ограничения этих прав на государственном уровне), и, кроме того, 10-й статьей Европейской конвенции по правам человека оговаривается также право государства регламентировать деятельность по выдаче лицензий телерадиокомпаниям. Что же касается подачи апелляций в Конституционный суд , то скорее всего там также откажутся от разбирательства, сославшись на то, что это дело находится вне их юрисдикции.

Юристы ТВ-6 упустили саму норму закона, в соответствии с которой ЗАО «МНВК» ликвидировали. Ведь дело тянулось уже давно, и ситуацию можно было уладить с помощью суммы около $300 млн. Если эти деньги у основного владельца телекомпании были, то он мог бы их просто внести, поскольку, по сути, не имело бы никакого значения, откуда они взялись.

ЗАО, очевидно, также решило, что миноритарный акционер не должен иметь каких-либо прав, кроме как права держать свои акции. Судя по всему, начиная с мая прошлого года, во всех решениях МНВК интересы фонда «ЛУКОЙЛ-Гарант» не учитывались, что, естественно, также не могло не вызывать раздражения и опасений о том, что в дальнейшем роль этого акционера будет просто сведена на нет. И совершенно очевидно, что именно поэтому «ЛУКОЙЛ-Гарант» и начал предпринимать определенные меры для защиты своих интересов.

Третьим упущением МНВК стало то, что она, фактически, не вела борьбу за лицензию. Ведь МНВК могла (да и в принципе, может до сих пор) добиться того, чтобы лицензия осталась за нею, и чтобы не был объявлен конкурс, и чтобы не было прекращено вещание, и чтобы Минпечати вообще не вмешивалось в этот процесс, поскольку оно явно не является одной из сторон в споре. А появление двух странных писем – сначала об отказе от лицензии, а затем об аннулировании этого отказа – только усложнило ситуацию.

Сейчас для того, чтобы были предприняты какие-то более-менее срочные действия для разрешения ситуации, юристы МНВК должны составить грамотную жалобу на Минпечати, которое, совершенно очевидно, нарушило закон, в Генпрокуратору , ну а затем в связи со вновь открывшимися обстоятельствами требовать, чтобы дело было пересмотрено, и передавать его в суд первой инстанции. Хотя характер возможных мер целиком зависит от изначальных целей менеджемента МНВК, от того, хотят ли они красиво выйти из игры, создать другую компанию и участвовать в конкурсе или стремятся просто доказать, что проведение этого тендера неправомочно. Кстати, последнее они могут доказать, поскольку вокруг закона о лицензировании сложилась весьма противоречивая ситуация.

Дело в том, что закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» был принят в 1998 году, и им предусматривается осуществление лицензирования телерадиовещания. В этом законе имеются определенные внутренние неувязки и противоречия, в соответствии с которыми можно было бы считать, что этот закон не подразумевает лицензирование телерадиовещания. И в то же самое время сложившаяся в нашей стране практика лицензирования и тексты определенных подзаконных актов и постановлений правительства РФ указывают на то, что Минпечати осуществляет лицензирование телерадиовещания на законной основе. Ситуация осложняется тем, что редакция закона была коренным образом изменена летом прошлого года. Новая же редакция закона вступает в силу 11 февраля этого года, и в соответствии с ней лицензирование телерадиовещательных компаний не предусматривается. А поскольку после принятия этой редакции больше ничего не менялось, это означает, что выдавать лицензии на вещание, либо требовать их, после 11 февраля - незаконно. И, таким образом, для того, чтобы урегулировать ситуацию, МНВК может просто дождаться 11 февраля и заявить, что конкурс на частоту ТВ-6 Москва является неправомочным.

Источник: E-XECUTIVE.RU