07.02.2002
Компания "Вимм-Билль-Данн" открыто призналась в криминальном прошлом крупнейшего акционера.
Российская компания раскрыла криминальное прошлое совладельца перед будущими акционерами.
Готовясь к размещению американских депозитарных акций (ADS) на Нью-Йоркской фондовой бирже, ведущий производитель сока и молочной продукции компания "Вимм-Билль-Данн" открыто призналась в криминальном прошлом крупнейшего акционера Гавриила Юшваева. Самое любопытное заключается в том, что об этом компания рассказала не где-нибудь в кулуарах, а в проспекте эмиссии. Судя по публикациям прошлых лет, владельца 26% акций этой компании раньше знали под кличкой Гарик-Махачкала. При этом ему приписывают активное участие в бауманской преступной группировке.

Возможно, что сама компания, которая попытается 8 февраля разместить в Нью-Йорке акции на $150-230 млн, не стала бы заострять внимание на такой "мелочи". В России уже давно относятся к "уважаемым бизнесменам" типа Михайлова-Михася довольно спокойно. Но на Западе, подзабывшем собственный период криминального первоначального накопления капитала, это стало легким шоком. Влиятельная экономическая газета Financial Times постаралась внимательно прочитать все 140 страниц проспекта и все-таки раскопала в нем тщательно скрываемый секрет "русской мафии" — криминальное прошлое Гаврила Юшваева. В проспекте указано, что у него в 80-е годы были проблемы с правоохранительными органами.

Во вторник все первые лица компании "Вимм-Билль-Данн" оказались недоступны для комментариев — они в полном составе отбыли в США для участия в размещении ADS (событие уникальное как для наших бизнесменов, так и для американских инвесторов — впервые российская продовольственная компания будет котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже). Также не желает общаться с прессой и сам Юшваев — все переговоры только через его личного юриста. Между тем директор компании по связям с общественностью Юлия Белова заявила Интерфаксу, что им абсолютно нечего скрывать от инвесторов — в совете директоров "Вимм-Билль-Данна" нет людей с криминальным прошлым. По ее словам, владелец самого крупного пакета акций не более чем "пассивный акционер" — он не является директором и не входит в совет директоров (5 независимых против 4 исполнительных).

Лукавство подобного самооправдания заключается в том, что все решения в компании принимаются двумя третями голосов частных акционеров, владеющих (все вместе) почти 98% акций. Поэтому господин Юшваев со своими 26% всегда будет в меньшинстве и не сможет диктовать свои условия. Об этом также прописано в проспекте эмиссии. Если решение набирает меньше голосов, чем необходимо, то все решает совет директоров, куда Гавриил Юшваев вовсе не вхож.

Впрочем, эти доводы могут убедить только иностранных инвесторов, но никак не российских. У нас в стране чуть ли не каждый день случаются чудеса, когда владельцы и гораздо меньших пакетов акций не просто управляют компаниями, но часто и переводят все активы на себя. "Вимм-Билль-Данн" был бы рад умолчать про давние грехи своего акционера, но "требования комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) по раскрытию информации являются самыми строгими в мире, поэтому компаниям, желающим котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), рекомендуется включать в проспект факты, которые не обязательно влияют на управление компанией, но могут вызвать беспокойство у SEC", — говорит Юлия Белова. Впрочем, российским компаниям, желающим выйти на мировой фондовый рынок, в любом случае придется вытаскивать своих "уважаемых бизнесменов-акционеров" на свет. А Западу остается только принять нас такими, какие мы есть. "Черненькими", с легким запахом криминала, но жутко перспективными.

Источник: Рынок продуктов питания