09.04.2002
Производители крупнотоннажных грузовиков ожидают в 2002 году серьезное падение спроса на свою продукцию как в Соединенных Штатах, так и в Европе.
Реализация новых грузовиков в США составила в январе-феврале этого года 50% от показателей за аналогичный период пикового 1999 года (продажи в 1999 году составили 449 тыс. штук, в 2001-м - 366 тыс.). В Западной Европе производители прогнозируют сокращение продаж на 10-21% от уровня прошлого года. В основном негативно влияют на спрос растущие цены на моторное топливо, сокращение заказов на рынке автоперевозок в США и, соответственно, нежелание владельцев обновлять парк грузовиков.

В Штатах ситуация осложняется тем, что половина грузоперевозчиков (владельцы крупнотоннажных трейлеров Class 6-8) - частные лица, в собственности которых находится всего один трейлер или тягач. Любое ухудшение на рынке перевозок вынуждает водителей либо откладывать покупку до лучших времен, либо, что происходит чаще, приобретать подержанную технику. Грузоперевозчики Старого Света откладывают покупку новой техники в основном из-за роста цен на топливо и изменений в трудовом законодательстве ЕС. Дизельное топливо - основная причина нестабильных издержек грузовых компаний, пользующихся фиксированными лизинговыми платежами за технику и страхованием рисков в рассрочку. Поэтому рост цен на него заставляет продлевать сроки эксплуатации старой техники. С другой стороны, из-за сокращения продолжительности рабочего дня во Франции и других странах ЕС на одной машине посменно работают несколько водителей. Из-за этого растут издержки грузовых компаний - водителей требуется больше. Кроме того, часть компаний ЕС откладывает заказы на новую технику в ожидании изменений ограничений на чистоту выхлопа (каждый автомобиль имеет свои показатели и облагается различным по размеру экологическим налогом).

Давление на американский и европейские рынки грузовой техники оказывают и разорившиеся компании, имущество которых, включая машины, продается по низким ценам на аукционах: кредиторы стремятся получить не полную стоимость машины, а компенсацию потерь. В ближайшие год-два может произойти выброс техники "должников" в США. На это, в частности, указывает решение компании GE Capital повысить резервы по кредитам на покупку тяжелой колесной техники в США с 35 до 50 млрд долларов. Компания, по всей видимости, готовится к тому, что часть заемщиков не выплатит кредит на покупку грузовиков.

Источник: Журнал "Эксперт"