27.04.2002
Петербургское метро одержало победу. В борьбе за нравственность

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Руководство метрополитена Северной столицы досрочно прервало рекламную кампанию сухариков и орешков под маркой "Фишки к пиву". Производителя "Фишек" обвинили в нарушении морально-этических норм и оскорблении чувств пассажиров.
"Пришлите четыре крышечки от унитаза, и вы получите бесплатный рулончик туалетной бумаги! " - этот и подобные ему слоганы два месяца украшали вагоны петербургского метро. Шутливые изречения сопровождали рекламную кампанию снэков "Фишки к пиву" производства фирмы "Империя". Всего в акции было задействовано ровно 100 слоганов, сопровождавшихся рефреном "Жуй веселей! ". В вагонах было расклеено 1100 стикеров.

ООО "Империя" учреждено в 1995 г. Компания производит 40 видов снэков под общим брэндом "Фишки к пиву". Выпуск продукции составляет 400 т в месяц. Численность сотрудников - 600 человек.

Разрабатывавшее концепцию кампании агентство "Лев" подобрало фразы и афоризмы из Интернета и передач радиостанций "народного" формата. По словам генерального директора "Льва" Дмитрия Ганнибалова, реклама была направлена на любящих пиво мужчин от 17 до 35 лет - а этой аудитории импонирует стиль "на грани пошлого и смешного".

"Наша торговая марка "Фишки к пиву" - это слэнговое название, - объясняет Кирилл Безродный, гендиректор "Империи". - Мы хотели стопроцентно выйти на своего потребителя, специально проводили маркетинговые исследования, фокус-группы. Оказалось, что нашим потребителям нужно что-то нескучное, анекдотичное, в стиле доброго юмора "Русского радио".

Но содержание некоторых фраз не понравилось пассажирам подземки. В апреле руководству метрополитена начали звонить возмущенные граждане, требующие убрать рекламу "Фишек". "Было три звонка, кроме того, возмущались сотрудники метрополитена", - говорит Георгий Иванов, руководитель рекламного отдела петербургского метро. "На их плакатах была масса выражений, выходящих за всякие рамки этических норм", - считает Иванов. Как сказали в метрополитене, жалобщики особо возмущались двумя напечатанными на стикерах фразами "Место клизмы изменить нельзя" и "Чтобы познать внутренний мир человека, не обязательно ставить его раком".

Руководство метрополитена приняло решение снять плакаты, направив для этого специальную бригаду. Представители метрополитена признают, что среди сотни задействованных в кампании фраз были и вполне приличные. Но, как объясняет Иванов, технологически было сложно отделять слоганы, вызвавшие возмущение пассажиров, от невинных шуток, поэтому удалить пришлось все стикеры без исключения.

"Метро - это особое место, здесь свои правила, здесь дети ездят и не обо всем можно говорить", - комментируют ситуацию представители сотрудничающих с метрополитеном рекламных агентств. "Мы иногда отказываем клиентам в размещении той или иной рекламы. Например, к нам пришло рекламное агентство, которое хотело разместить рекламу презервативов чуть ли не с подробной инструкцией по использованию. Мы им отказали, хотя оснований в законе о рекламе для этого нет. Мы им порекомендовали идти с этой рекламой в аптеки", - говорит один из участников петербургского рекламного рынка.

"Критерии того, что этично, а что неэтично, в рекламе размыты, и поэтому каждый, от кого зависит размещение рекламы, может руководствоваться своими ощущениями, - говорит Кирилл Безродный. - Почему-то никого не возмущают огромные плакаты в метрополитене, где почти голые девушки в довольно сомнительной позе рекламируют колготки".

Стороны не разорвали отношений, но решили подстраховаться на будущее. "Раз у "Империи" склонность к такого рода рекламе, мы договорились с этой компанией, что все фразы они будут согласовывать с рекламным отделом [метрополитена]", - говорит Иванов.

Законность действий руководства петербургского метро вызывает сомнения у участников рынка. Сергей Пилатов, председатель петербургского общественного совета по рекламе, полагает, что у "Империи" есть основания для обращения в суд. "Метрополитен, получается, живет по своим правилам. Возможно, они определены их внутренними договорами. Это как в частном клубе, если мне что-то не нравится, я могу не пустить посетителя", - говорит он.

Наталья Плошкина, начальник отдела контроля по соблюдению закона о рекламе ТУ МАП по Санкт-Петербургу, также отметила, что "Империя" вполне может предъявить метрополитену судебные претензии. Но, с другой стороны, говорит она, в стикерах "Империи" можно усмотреть нарушения ст. 8 закона по рекламе сразу по нескольким признакам: она задевает национальные чувства, а также чувства женщин.

Между тем "Империя" не собирается судиться с руководством подземки. "Фишки к пиву" - продукт недорогой, его целевая аудитория ездит в метро, и в компании считают, что ссориться с властями метрополитена - себе дороже.

Источник: Ведомости