30.04.2002
"Меньшевик" пострадал из-за жвачки собственного производства

На прошлой неделе Министерство по антимонопольной политике предписало компании "Меньшевик" прекратить производство и продажу жевательной резинки Life is. .. Life. Регулирующие органы сочли, что жвачка от "Меньшевика" чересчур похожа на Love is. .. производства турецкой фирмы "Данди Сакыз".

Как сообщил "Ведомостям" заместитель руководителя пресс-службы МАП Олег Мишаков, комиссия министерства принимала решение, основываясь на экспертизе, проведенной "Роспатентом". Специалисты этого ведомства пришли к выводу, что упаковка и обертка жевательной резинки Life is. .. Life сходны до степени смешения с комбинированным товарным знаком, используемым производителем жевательной резинки Love is. .. — турецкой компанией "Данди Сакыз Ве Шекерлеме Санаи". Жалоба этой компании стала поводом для разбирательства в МАПе.

Комиссия пришла к выводу, что ООО "КФ Меньшевик" незаконно использует результаты интеллектуальной деятельности турецкой компании, владеющей товарным знаком Love is. .. в России, нарушая таким образом ст. 10 закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Как сообщила "Ведомостям" защищающая интересы "Меньшевика" адвокат Московской коллегии адвокатов Ольга Кравчук, ее клиенты не согласны с решением МАПа и намерены обжаловать его в арбитражном суде. Кравчук считает, что "Меньшевик" не нарушал прав "Данди Сакыз": "Комбинированный знак, зарегистрированный турецкой компанией, выполнен в сине-голубой гамме, а при этом обертка Love is. .. оранжево-красная (такого же цвета фантики Life is. .. Life. — "Ведомости") ".

Названия у продукции "Меньшевика" и "Данди Сакыз" совершенно разные, утверждает Кравчук. "Даже дети, основные потребители нашей продукции, понимают английский на таком уровне, чтобы отличить слова "любовь" и "жизнь". Да и смысл, который вкладываем мы и турецкая компания в свои марки, совершенно разный: у нас на картинке изображены дети, которые заглядывают в замочную скважину, чтобы понять, что такое жизнь. А на Love is. .. дети сидят на скамейке и обнимаются. И надписи там на вкладышах весьма двусмысленные, — сказал сотрудник "Меньшевика", пожелавший остаться неназванным. — Дети не путают продукцию "Меньшевика" и "Данди Сакыз", которая различается и по вкусу: наша сделана на европейской основе, а все остальные ингредиенты — российские. К тому же наша продукция дешевле".

Впрочем, участники рынка не поддержали позицию "Меньшевика". "Компания выбрала стратегию продвижения за счет чужих раскрученных брэндов. В итоге они оттягивают уже серьезную долю рынка, — сказал представитель одной из крупных оптовых компаний. — Странно, что возмутились только производители Love is. .. Ведь "Меньшевик" производит еще жевательную резинку "Турбо Надув", которая очень похожа на Turbo производства турецкой компании Kent [Gida], а также леденец на палочке под названием "Лизун-Сосун", оформление которых напоминает дизайн классических Lollypops под маркой ChupaChups. Потребитель путается, при этом продукция "Меньшевика" всегда дешевле, чем тот брэнд, который они напрямую копируют".

Менеджер компании "ЧупаЧупс Рус" сказал "Ведомостям", что компания скорее всего не будет вступать в споры с "Меньшевиком". "Мы думаем, что наши дистрибьюторы просто не будут работать с сомнительной продукцией и вопрос решится сам собой", — заметил он.

Согласно прогнозам участников рынка, в этом году общий объем продаж в России детской жевательной резинки (buble gum) составит примерно $20 млн.

По данным исследовательского агентства "Бизнес Аналитика", созданное в начале 2001 г. ООО "КФ Меньшевик" контролирует 8,7% рынка детской жевательной резинки в 10 крупнейших городах России, занимая 3-е место после Wrigley (марка "Хубба-Бубба", 48,8% ) и JoyCo ( "Бумер", 28,7% ). Брэнд Life is. .. Life занимает 2,7% рынка, Love is. .. — 4,2%. Жевательная резинка "Турбо Надув" с 2,7% рынка опережает турецкую Turbo (1,3% ).

Как считает представитель крупной компании — дистрибьютора жевательной резинки, эти данные неполные: исследования проводятся лишь в крупных городах, в то время как большое число потребителей дешевой жвачки и леденцов живет за пределами мегаполисов. Именно эта категория потребителей весьма чувствительна к цене — важному, наряду с брэндингом, орудию сбытовой политики "Меньшевика". Сама компания оценивает свою долю в нише buble gum в 15% рынка и считает, что честно побеждает в конкурентной борьбе.

"Мы применили чисто маркетинговый ход, создавая марки по аналогии. Так делают во всем мире. Но если люди так болезненно к этому относятся, придется менять дизайн, — говорит сотрудник компании. — Учредители "Меньшевика" раньше как раз продавали продукцию Kent [Gida], ChupaChups и "Данди Сакыз". Нашим бывшим партнерам не понравилось, что компания, с одной стороны, перестала продавать их продукцию, с другой — выпустила свою, что обострило конкуренцию".

Ольга Кравчук заявила "Ведомостям", что от названий Life is... Life, "Турбо Надув", и "Лизун-Сосун" "Меньшевик" отказываться не намерен: по мнению руководства предприятия, эти брэнды являются оригинальными. Однако дизайн упаковки жвачки компания изменит. Кроме того, говорит Кравчук, "Меньшевик" намерен вывести на рынок совершенно новые марки, в которых никто из производителей не сможет найти сходства с собственной продукцией.

Источник: Ведомости