28.05.2002
Нью-Йорк: открыта новая аминокислота

Две команды исследователей из университета штата Огайо объявили, что ими открыта 22 аминокислота, содержащая генетическую информацию. Как сказано на сайте университета, по важности это открытие можно приравнять к обнаружению новой элементарной частицы или нового химического элемента.

В течение 30 лет, после того как исследователи смогли выяснить принципиальное строение ДНК, считалось, что в природе существуют только 20 аминокислот, из которых и формируются белки. В 1986 году была открыта двадцать первая кислота. То, что теперь открыта еще одна, дает исследователям основание полагать, что используя современные методики расшифровки генома, со временем удастся обнаружить и большее количество аминокислот.

Открытие произошло в ходе исследования деятельности микробов метаногенов. Эти микроорганизмы в процессе своей своей жизнедеятельности способны превращать метиловые соединения в газ метан. Ученым уже в течение долгого времени известно, каким образом ацетат и диоксид углерода (углекислый газ) превращаются в метан, однако до сих пор не удавалось понять, как в этот газ превращаются метиламины.

Одна из групп исследователей, возглавляемая Джозефом Кшицки (Joseph Krzycki), несколько лет занималась изучением штамма Methanosarcina barkeri, представителем недавно открытого семейства Archaea. Methanosarcina способна преобразовывать моно-, ди- и триметиламины в углекислый газ. Команда Кшицки изолировала несколько протеинов, участвовавших в такой реакции в 1995 году, а двумя годами позже изолировали и отследили один из генов, ответственных за этот процесс. В 1998 году был опубликован доклад, в котором сообщалось, что у гена был обнаружен некий странный компонент - внутренний янтарный кодон (inframe amber codon), который вел себя несколько необычным образом.

Кодоны - это трехбуквенные "слова", определяющие принципы по которым ДНК использует определенные аминокислоты для составления блока протеинов. Как правило кодоном обозначены концы протеиновой цепочки или какая-то конкретная аминокислота, использованная для составления этой цепочки. Открытый командой Кшицки кодон должен был подать сигнал о прекращении формирования протеина, однако, к удивлению ученых, этого не произошло.

Это дало ученым основание предположить существование новой аминокислоты, хотя могли существовать и другие объяснения. "Подозрительную" цепочку протеина разделили на несколько пептидов, и начали следить за ее состоянием. Через два года существование прежде неизвестной аминокислоты удалось доказать.

Источник: Аккумулятор Новостей