30.05.2002
Чем может торговать McDonald's. Кроме еды

Каждый день в 30 000 закусочных McDonald's, разбросанных по всему миру, заходят перекусить более 46 млн человек. Теперь крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания подумывает, что бы такое продавать своим клиентам, кроме еды.
Руководство McDonald's окутало свои планы непроницаемой завесой секретности и называет их просто "расширением" бизнеса. Отказываясь сообщить, что же скрывается за этим "кодовым названием", финансовый директор Мэтью Полл сказал лишь, что всего через два года компания запустит "проект, не связанный с питанием", а пока будет просто экспериментировать. Стремление корпорации найти новые источники доходов вполне понятно. На перенасыщенном американском рынке, где McDonald's принадлежит 13 100 закусочных, продажи компании неуклонно снижаются.

В сегодняшней Америке наблюдается новый маркетинговый феномен, кросс-маркетинг, при котором одна компания использует имеющуюся в ее распоряжении сеть точек для продвижения на рынок товаров другой компании. Например, не далее как в апреле компания Reebok International объявила, что будет рекламировать новую линию обуви в нескольких тысячах музыкальных магазинов, в том числе принадлежащих Wherehouse и FYE.

От других сетевых компаний McDonald's отличается тем, что является владельцем большей части своих площадей. И это открывает перед корпорацией широкие возможности.

Одним из вероятных вариантов расширения бизнеса представляется такой: сейчас McDonald's проводит эксперимент совместно с федеральной ипотечной корпорацией Freddie Mac, в ходе которого в нескольких закусочных были установлены компьютеры. На них размещена информация о недвижимости со ссылками на сайт Freddie Mac. Инициатива может оказаться весьма популярной среди компаний, которые пожелают стать партнером McDonald's, поскольку только в США самый "спокойный" клиент McDonald's навещает заведения корпорации в среднем 16 раз в год. Понятно, что горячие поклонники биг-маков наведываются туда еще чаще.

Аналитики розничной торговли считают, что McDonald's, по всей вероятности, будет по-прежнему много работать со своими основными - "семейными" - клиентами, развивая сотрудничество с компанией Walt Disney. Гвен Моррисон, президент компании The Store, консалтингового подразделения по торговле в британской WPP Group, считает, что McDonald's может создать детские игровые площадки и торговать там игрушками или продавать путевки в диснейленды и другие тематические парки.

Вместе с тем, говорят специалисты, уже сейчас ясно, что существуют определенные категории товара, которыми компания торговать не сможет. Во-первых, в закусочных мало место, где можно было бы хранить товар или выставлять его на продажу. Одежда исключается, так как она будет впитывать кухонные запахи.

Корпорация вряд ли может рассчитывать на внимание со стороны неторопливых покупателей, считает Питер Браун, председатель совета директоров нью-йоркской консалтинговой компании Kurt Salmon Associates, поскольку клиентов обслуживают в темпе и все операции у кассы или у окошек мак-авто рассчитаны до секунды. Браун полагает, что McDonald's может заняться, скажем, торговлей марками, видеокассетами или даже часами. "Любой товар, не громоздкий и не особенно дорогой", - говорит он.

Аналитик Питер Оукс из Merrill Lynch уверен, что McDonald's может примерить на себя роль рекламного агентства и продавать место на обороте чеков или размещать рекламу на видеоэкранах.

Источник: Ведомости