30.05.2002
Последняя "Капля"

Министерство по антимонопольной политике обязало казанский завод "Нэфис" прекратить рекламу моющего средства "Капля Сорти" из-за сходства названия с аналогичным препаратом для мытья посуды "Капля" самарского завода "Весна". Продукцию со схожими названиями российские парфюмеры выпускают нередко, так что решение МАПа об отзыве рекламы может стать прецедентным.
"Капля" - одно из самых покупаемых в России средств для мытья посуды. По данным маркетингового агентства GfK, в конце прошлого года на "Каплю" приходилось около 12% продаж обезжиривающих моющих средств в крупных городах. 35% рынка пришлось на Fairy от Procter & Gamble и около 8,5% - на Bingo турецкого производства.

В этом году прямой конкурент "Весны", казанский завод "Нэфис", выпускающий стиральный порошок "Сорти" и недорогие средства бытовой химии, начал производить и рекламировать собственный брэнд для мытья посуды "Капля Сорти". С жалобой на рекламу конкурента самарцы обратились в МАП еще зимой.

В начале нынешней недели МАП вынес решение о прекращении рекламы "Капли Сорти". По словам Дмитрия Сычева, директора отдела маркетинга завода "Весна", решение приняли после рассмотрения данных исследования "КОМКОН", свидетельствовавших, что до 50% опрашиваемых продавцов магазинов путают самарскую "Каплю" с казанской. Но самым веским доводом в пользу запрета рекламы "Капли Сорти" оказались предъявленные представителями самарского предприятия документы о том, что "Капля" была зарегистрирована "Роспатентом" в середине января в категории "бытовые обезжиривающие средства".

Российские заводы часто выпускают изделия бытхимии со схожими названиями. Те же "Нэфис" и "Весна" производят зубные пасты "Лесная ягода" и "Лесная поляна". Однако неаккуратный выбор названия до сих пор не сказывался на производстве и размещении рекламы. Участники рынка вспоминают лишь случай, когда парфюмерно-косметический концерн "Калина" отказался от услуг одного из рекламных агентств, начавшего рекламировать зубную пасту "Кедровый бальзам" белорусского конкурента. Директор по развитию "Калины" Николай Геллер объяснял решение отказаться от услуг рекламного партнера тем, что зубная паста "Кедровый бальзам", за рекламу которого тот взялся, является конкурентом выпускаемого "Калиной" "Лесного бальзама".

Прецедентное решение антимонопольного ведомства вызвало критику у производителей бытовой химии.

"Мне кажется, это вина "Роспатента", а не производителей, что на рынке появляются товары со схожими названиями. Тем более со словом "капля", которое так часто встречается в быту", - говорит Ольга Баранникова, секретарь Ассоциации производителей бытовой химии, парфюмерии и косметики, объединяющей около 15 фирм, в том числе Procter & Gamble, "Калину" и Avon.

На рекламу "Капли Сорти", по данным маркетингового агентства Russian Public Relations Group, казанцы потратили около $846 000. По словам Юлии Шафиковой, начальника юридического управления "Нэфиса", решение МАПа завод собирается обжаловать в арбитраже.

Источник: Ведомости