31.05.2002
Private label, то есть частная торговая марка магазина, приходит на российский рынок

Западный инструмент сетевой торговли — private label, то есть частная торговая марка магазина, приходит на российский рынок. Спасаясь от иностранных конкурентов, российские розничные сети обзаводятся фермами, огородами и фасовочными цехами, чтобы иметь возможность предложить покупателям более дешевый товар под собственным именем.

Классика жанра

Идея сократить издержки магазина за счет собственной расфасовки пришла в голову менеджменту французской розничной сети Carefour в 1976 году. Почти десять лет торговые сети экономили, продавая товары в упаковках без имени. Только в середине 80-х годов магазины додумались эксплуатировать привязанность людей к собственной торговой марке и предложили покупателям товары private label, на упаковке которых стояло название торговой точки.

Продукция под марками торговых сетей оказалась настолько популярной, что магазины стали заказывать товары под собственным лейблом у ведущих производителей, заставляя последних конкурировать фактически самих с собой.

По оценкам специалистов Национальной Торговой Ассоциации, в Европе в ближайшее время ожидается увеличение оборота товаров с частной маркой более чем в 1,5 раза. На сегодняшний день товары private label составляют около 12% всего оборота европейской розничной торговли.

Первой товарами private label в России начала торговать турецкая сеть "Рамстор". На прилавках этих супермаркетов можно найти хрен, грибы, полотенца, и даже чистящий крем с аммиаком под маркой "Рамстор".

"Мы считаем инвестиции в создание частных марок абсолютно оправданными, — говорит Мустафа Саглам, генеральный директор компании "Раменка", — таким образом "Рамстор" сможет контролировать ценообразование товаров, выпускаемых под своим брендом. По самым осторожным оценкам, использование собственной торговой марки позволяет снизить цену соответствующих товаров на 15-20%".

Как сообщила "ГАЗЕТЕ" директор по торговым исследованиям агентства "Бизнес-Аналитика" Мария Ванифатова, ожидается, что оборот private label в России выйдет на уровень 1% в течение ближайших пяти лет.

Милого узнаю по обертке

Спасаясь от экспансии конкурентов, новые российские розничные сети вынуждены копировать опыт западных гигантов.

"Во всем мире любая уважающая себя сеть должна иметь товары private label — считается, что это улучшает имидж", – признался пресс-секретарь сети "Перекресток" Михаил Пановко.

"Перекресток" продает под собственной маркой продукты, легко поддающиеся фасовке и розливу: сырки, пельмени, газированную воду. В настоящее время ведутся переговоры по производству водки "Перекресток".

"Качественные продукты под нашей собственной маркой ассоциируются у потребителей с магазином, таким образом, нам удается завоевать дополнительную лояльность покупателей к торговой сети", — считает Пановко.

Так, например, "Перекресток" разместил заказ на 15 тонн пельменей в "Дарье", которая и так испытывает дефицит производственных мощностей.

Сотрудничество с торговыми сетями в выпуске продукции под private label выгодно прежде всего тем, кто не имеет средств на раскрутку собственных брендов, и предприятиям, не полностью использующим свои производственный мощности. Например, "Пармалат" разливает молоко для "Рамстора", чтобы задействовать простаивающее оборудование.

Но не все сети готовы рискнуть и сразу предложить покупателям товары под своим именем. Например, "Пятерочка" запускает производство замороженных полуфабрикатов под другими торговыми марками, принадлежащими сети, и переходить на private label собирается не ранее чем через год.

Эконом-класс

"Для нас private label – это не прихоть, а возможность выжить", — говорит директор по маркетингу сети дискаунтеров "Дикси" Евгений Колывагин.

"Дикси" планирует сохранить брендованные продовольственные товары только в предкассовой зоне. "В идеале 90% продуктов в наших магазинах должны продаваться без названия. Когда на упаковке написано "Крупа гречневая" или "Кефир" и так понятно, что там внутри. Наши покупатели не платят за бренд, а для них разница в 1 рубль уже чувствительна", — говорит Колывагин. Поэтому "Дикси" закупает макароны, крупы, сахар крупными партиями и самостоятельно расфасовывает в самую дешевую упаковку, на которой мелкими буквами помечено "Качество Дикси".

"Private label из-за очень низкой наценки интересен только при большом обороте. Кроме бакалеи это может быть, например, молочная гастрономия, но не долгоиграющая, которая может лежать на складе полгода, а с маленьким сроком хранения, запасы которой люди обновляют 2-3 раза в неделю", — говорит Евгений Колывагин.

Сеть супермаркетов "Седьмой континент", состоящая из 22 магазинов, не только фасует, но и самостоятельно производит продукты питания. "Седьмому континенту" принадлежит контрольным пакет агрофирмы "Щапово" в Подольском районе. Сейчас из Щапово в магазины сети завозится почти 8 тонн молока в сутки. В ближайшее время эту цифру планируется довести до 15 тонн. "В сезон у нас бывает картошка из Щапово. А в течение этого года мы наладим производство сыра моцарелла под маркой "Седьмой континент", — сообщил "ГАЗЕТЕ" директор по связям с общественностью "Седьмого континента" Валентин Запевалов. — Мы думаем не об имидже, мы просто вынуждены экономить деньги, чтобы иметь возможность конкурировать с иностранными сетями".

Источник: Газета