03.06.2002
"Транснефть"-контролер

Мечта главы "Транснефти" Семена Вайнштока расширить сферу деятельности своей компании сбывается. Скоро транспортная монополия будет не только качать нефть по трубам, но и контролировать ее экспорт через морские порты. Раньше этими функциями обладало унитарное госпредприятие ЦДУ ТЭК, но отныне его роль сведется к сбору и обработке данных для Минэнерго.
Как рассказал "Ведомостям" высокопоставленный источник в Минэнерго, министр энергетики Игорь Юсуфов в ближайшие дни подпишет документ, передающий "Транснефти" право координировать все порты, через которые экспортируют нефть российские компании, и составлять экспортные портовые графики. После этого "Транснефть" будет решать, через какой порт пустить экспорт той или иной компании и в какой последовательности нефтяники должны отправлять свои танкеры за рубеж.

С 1995 г. координацией портов занимались сами нефтяники. Например, портовые графики для Вентспилса составляли "ОНАКО" и "СИДАНКО", для Новороссийска - "ЛУКОЙЛ", "Роснефть" и "ЮКОС", для Туапсе - ТНК и "Роснефть" и т. д. Впрочем, компании скорее тяготились этой функцией, нежели пытались извлечь из нее выгоду. В итоге в конце 1999 г. правительство поручило составлять портовые графики подведомственному Минэнерго унитарному предприятию ЦДУ ТЭК.

Но едва ЦДУ получило новые полномочия, как на них стала посягать "Транснефть". В конце 2000 г. на одном из совещаний у министра энергетики был подписан протокол, по которому "Транснефть" стала временным координатором Новороссийска и Туапсе. Построив порт в Приморске, "Транснефть" взяла "шефство" и над ним. За посреднические услуги в портах "Транснефть" или структуры, которые ей помогают, получают комиссию. Например, в Приморске дружественная "Транснефти" компания "Европетролеум" предоставляет экспедиторские услуги компаниям-отправителям, занимаясь оформлением грузов и фрахтовкой танкеров. Монополия также открыла свое представительство в литовском порту Бутинге.

В латвийском порту Вентспилс, способном переваливать до 16 млн т нефти в год, "Транснефть" постигла неудача: ЦДУ, без борьбы сдавшее другие позиции, латвийский порт уступать не желало. В Вентспилсе экспедиторские услуги нефтяным компаниям предоставляет компания "ЦентрэкспортМ", контрольный пакет которой принадлежит ЦДУ. В апреле противостояние между "Транснефтью" и чиновниками ЦДУ резко обострилось. "Мы не понимаем, что происходит, - говорит источник, близкий к администрации порта Вентспилс. - С апреля у нас начались перебои с поставками. Портовый график, который готовит для нас ЦДУ, уже не имеет никакого отношения к реальной жизни: "Транснефть" не выполняет его. Загрузка терминала упала вдвое, вместо 1,3 млн т нефти в месяц мы переваливаем от силы 600 000 т". По его словам, с 1 апреля "Транснефть" ежесуточно направляет Новополоцкому управлению трубопровода "Дружба" факс, в котором предписывается, сколько именно нефти должно быть направлено в Вентспилс, Бутинге и на Мажейкский НПЗ. Для двух последних нефть идет в избытке (в резервуарах в Полоцке за день скапливается до 40 000 т лишней нефти) , а вот на Вентспилс нефти не хватает.

В ЦДУ ТЭК комментировать эту ситуацию категорически отказались.

Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев объясняет сокращение объемов перевалки нефти через Вентспилс "приведением в соответствие порядка транспортировки нефти на экспорт". "У нас нет цели контролировать все подряд. Просто порядок оформления нефти на этом и других направлениях должен быть единым", - говорит Григорьев.

Крайними оказались нефтяники, которые предпочитали экспортировать нефть через Вентспилс и теперь из-за задержек с отправлением танкеров несут расходы в сотни тысяч долларов. "ЛУКОЙЛ" уже грозился выставить "Транснефти" штрафные санкции. "Скорее бы эта ситуация разрешилась", - говорит представитель крупной нефтяной компании.

"Если портовые графики перейдут к "Транснефти", будет даже лучше: одним контролером меньше", - считает один из нефтяников. "От ЦДУ уже давно ничего не зависело, технологические рычаги экспорта - у "Транснефти", - поддерживает его представитель другой компании.

ЦДУ БЕЗ ПОЛНОМОЧИЙ.

Заодно ЦДУ лишат и права составлять графики экспорта нефти на кварталы, которые затем утверждает правительственная комиссия вице-премьера Виктора Христенко. Для этого в Минэнерго недавно создали департамент оперативного регулирования снабжения энергоресурсами. "Непонятно, зачем в 1999 г. функции координатора передали ЦДУ, - говорит чиновник Минэнерго. - Необходимо вернуть их нейтральному государственному арбитру. Структура, пусть даже и ГУП, устав которой говорит об извлечении прибыли, не должна этим заниматься. Теперь ЦДУ будет информационным центром по сбору и обработке данных".

Источник: Ведомости