04.06.2002
Сотовые "киты" уравняли силы

На днях две ведущие российские сотовые компании "Мобильные ТелеСистемы" и "Вымпелком" обнародовали результаты своей производственно-финансовой деятельности в первом квартале нынешнего года. Экономические показатели оказались на редкость интересными и позволяют на примере двух крупнейших компаний составить общую картину происходящего сегодня на российском "сотовом" рынке.

Анализируя данные за отчетный период, можно заметить, что впервые за длительное время в лидеры вырвался "Вымпелком" (торговая марка "Би Лайн"). В относительных цифрах он лидирует как по росту денежной выручки, так и по динамике роста чистой прибыли (см. таблицу). По состоянию на 31 марта 2002 года чистая выручка от операционной деятельности "Вымпелкома" за первый квартал составила $145,1 млн., увеличившись на 81,9% по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Показатель EBITDA достиг $63,3 млн. (против $27,9 млн. за тот же период 2001 года), продемонстрировав рост на 126,8%.



Весьма примечателен резкий рост чистой прибыли "Вымпелкома" в годовом выражении (447%), значительно превысивший прирост абонентской базы (170%) за этот же период. Цифры свидетельствуют о том, что причиной увеличения прибыли является не столько прямое наращивание клиентской базы, сколько высокая эффективность работы и отдача от сделанных ранее инвестиций.

В годовом выражении по динамике прироста абонентской базы в лидерах также оказался "Вымпелком" – 170% против 148% у МТС. Хотя уже в первом квартале этого года МТС начали возвращать себе утраченные позиции, достигнув прироста 33,12% против 26% у "Би Лайна".

Общим и не самым удачным моментом в деятельности обеих компаний стало снижение ARPU – дохода в расчете на одного абонента. В значительной степени это связано со снижением стоимости услуг, к которому приходилось прибегать для привлечения новых клиентов.

Вместе с тем, относительная слабость финансовых результатов МТС, которые, в общем-то, были ожидаемыми, отнюдь не говорит о сдаче позиций "Мобильными ТелеСистемами". В значительной степени происходящее объясняется разницей стратегий сотовых компаний. МТС по-прежнему наращивает свое присутствие в российских регионах, добившись в этом деле более чем серьезных результатов. Региональной экспансией в значительной степени можно объяснить и снижение доходов: платежеспособный спрос на большинстве российских территорий значительно ниже столичного, что в настоящее время не предполагает особой отдачи от региональных проектов. Вместе с тем, МТС закрепила за собой роль пионера в деле освоения огромного рыночного пласта, по объему потенциальных клиентов превосходящего столичный.

"Битва за регионы" становится следующим стратегическим этапом в развитии сотовой связи в России, и здесь "Мобильные ТелеСистемы" остаются бесспорным лидером. Оправдает ли себя ставка МТС на регионы, покажет время. В конечном итоге, как и в любом бизнесе, все здесь будет зависеть от общей ситуации в стране и уровня благосостояния ее граждан.



Источник: UTRO.RU