04.06.2002
Водка в образе. "Топаз" пошел по пути "Абсолюта"

На прошлой неделе в Центральном доме художника открылась фотовыставка, организованная ликероводочным заводом "Топаз". На всех фотографиях, представленных на выставке, изображены бутылки водки "Топаз" в разных ракурсах. Художественными средствами "Топаз" надеется исправить "простоватый" и "народный" образ водки, сложившийся у российского потребителя, и расширить аудиторию за счет более интеллектуальной публики.
Выставка в ЦДХ - пробная. Если она даст маркетинговый эффект, "Топаз" собирается проводить аналогичные акции и в будущем. В частности, планируется выставка в Санкт-Петербурге. Начальник отдела рекламы и маркетинга "Топаза" Андрей Сергиенков объяснил, что его компания равняется на такие западные алкогольные брэнды, как Absolut и Smirnoff. "Это поиск новых маркетинговых коммуникаций, попытка расширить аудиторию, сломать стереотип "Топаз с огурчиком", - говорит Сергиенков.

На выставке, названной "Искусство видеть: все грани "Топаза", представлено около 20 фотографий. Авторы - фотографы Игорь Лапшин, Дмитрий Сапаров и Михаил Семенов. Большинство работ - цифровые коллажи с фантастическими сюжетами. Например, на одной из фотографий Лапшина носатый человек вытаращенными глазами смотрит на морщинистую женскую руку, которая держит огурец, разрезанный наподобие булки для хот-дога. Вместо сосиски лежит бутылка водки "Топаз". Другая рука выдавливает на бутылкососиску нечто желеобразное из тюбика с надписью "Топаз".

Лапшин признается, что весьма почитает продукцию ЛВЗ "Топаз" и порой по окончании работы дегустирует ее. Его коллега Дмитрий Сапаров, напротив, алкоголя не употребляет. Его коллажи выполнены в более сухом, можно сказать, техническом стиле. Например, один из них изображает вилку, на которую одновременно нанизаны бутылка водки и соленый огурец. "Для меня это просто работа", - говорит Сапаров.

"Топаз", похоже, оказался новатором среди российских производителей алкоголя. По словам главного редактора газеты "Винная карта" Игоря Сердюка, в России была лишь одна подобная акция - выставка фотографий итальянского фотографа, посвященная вину. Обходятся это недорого. "Это дешевле, чем прямая реклама, но дороже, чем заказные статьи", - признается Сергиенков.

Западные производители алкоголя уже научились превращать его в объект искусства. Пожалуй, самый яркий пример - шведская Absolut Campany, входящая в группу V&S Vin & Sprit AB. Absolut начал создавать необычный, богемный образ своей водки в 1985 г.

К работе были привлечены знаменитые современные художники и фотографы. Энди Уорхол, например, изобразил как-то бутылку Absolut на одной из своих шелкографий. А фотограф Хельмут Ньютон снял серию фотографий, посвященную местности вокруг этого водочного завода. Absolut регулярно устраивает в разных странах мира выставки современных художников, главным объектом произведений которых является водка Absolut. Компания достигла своей цели - преодолела имидж местного шведского алкогольного напитка и вышла на международный рынок. По данным Impact Databank, в 2000 г. Absolut был пятым по объемам продаж брэндом среди крепких спиртных напитков.

Сердюк считает, что в России было бы правильно относиться к водке так, как в Европе относятся к вину, и подобные акции теоретически должны развивать культуру потребления национального русского напитка. Впрочем, художественные выставки как способ продвижения алкоголя могут полюбиться российским производителям и еще по одной причине: с 1999 г. реклама крепкого алкоголя разрешена в России лишь в местах его продажи и производства.

По мнению председателя совета директоров коммуникационной группы "Максима" Владимира Евстафьева, акция "Топаза" - традиционный пример латентной рекламы, позволяющей достигнуть определенного рекламного эффекта, не нарушив закон. "Закон не нарушен, а реклама есть, - говорит Евстафьев. - Такая акция помогает создавать репутацию брэнда. И это пример того, как рекламщики всегда найдут хороший способ обойти ограничивающие рекламу законы".

Источник: Ведомости