13.06.2002
Laima и Staburadze реорганизуются

Конкуренция заставила звезд латвийского сладкого рынка пересмотреть свою стратегию на внутреннем рынке

Директор по логистике и производству концерна Александр Иванов на пресс-конференции представил топовый ассортимент продукции.

Компании по производству сладостей — Laima и Staburadze, недавно объединившие свои технологические мощности, объявили о начале процесса внутренней реорганизации. Около 50 работников концерна будут уволены по сокращению штатов, а ассортимент компаний, насчитывающий 430 наименований, сократится вдвое. Для сладкого концерна, переживающего не лучшие времена, это, похоже, единственный способ улучшить свои финансовые показатели. Черные полосы случаются в жизни любой компании, однако неблагоприятный период в истории Laima и Staburadze, похоже, затянулся. Большие убытки Laima прошлых лет, сокращение оборотов и объемов реализации (только за пять месяцев этого года на 7%) продукции на внутреннем рынке, скандал среди акционеров — все это не повод для гордости. Дело зашло настолько далеко, что один из акционеров Staburadze — Балтийский транзитный банк — усомнился в умении руководства компании вести бизнес.

К слову, свои неудачи Laima не скрывает и объясняет их большой конкуренцией на рынке кондитерских изделий. Эта причина и стала поводом для официально объявленного вчера глобального процесса реорганизации, который должен оптимизировать производство объединенных компаний. Что это значит?

— Сегодня у нас есть такие работники, которые заняты на производстве карамели и работают всего две недели в месяц, — поясняет директор по логистике и производству концерна Александр Иванов (ранее он возглавлял компанию Latvijas Balzams ). — После реорганизации они будут заняты по полной программе, у них увеличится зарплата, однако неизбежно последует сокращение штата.

Всего предприятие планирует уволить около 50 работников. Впрочем, об их трудоустройстве компания обещала позаботиться.

Следующий шаг — существенное сокращение ассортимента. Сегодня Laima и Staburadze производят около 430 наименований продукции. Однако некоторые виды товаров выпускать стало невыгодно — спрос на них невелик, партии маленькие, а затраты большие. Поэтому Laima решила сосредоточиться на популярных сортах конфет и шоколада. Г-н Иванов прямо на пресс-конференции попросил журналистов их перечислить.

Вспомнилось немного — около 8 — 10 названий, включая популярную "Серенаду", "Белочку" и "Трюфели". На них и будет сделана ставка. Зато в прошлое уйдут знакомые представителям старшего поколения конфеты "Юрмала", "Валгонде" и многие сорта карамели. Кстати, о карамели — отдельный разговор. Оказывается, буквально за 7 — 10 лет ее производство сократилось в 5 — 6 раз. А дорогой по балтийским меркам сахар делает ее производство почти убыточным. Одна надежда на Скандинавию, куда все настойчивее поглядывает Laima .

Сокращение ассортимента должно компенсироваться появлением на рынке новых наименований конфет, тортов, шоколада. Из последних новинок — батончики "Магоне" (большая конфета "Красный мак" с начинкой из молотой карамели) и пик сезона — желейные тянучки Pik&Mix, которые компания пока выпускает пробными партиями. Между прочим, выпуск подобных сладостей уже хорошо освоили эстонцы, поэтому Laima придется немало постараться, чтобы завоевать покупателя. Удачливые литовцы со своей дешевой "Каруной" и прочими доступными сладостями тоже портят латвийским компаниям погоду.

Г-н Иванов комментирует ситуацию так:

— Будучи в руководстве "бальзамки", я не знал как сделать, чтобы мужчины покупали не одну, а две бутылки водки. Сегодня я не знаю, как заставить женщин покупать больше шоколада.

— Может быть, нужно снизить цену? — поинтересовался один из журналистов, на что г-н Иванов парировал:

— А вы бы хотели, чтобы вам срезали зарплату?

Впрочем, на соседних рынках у компании дела идут куда лучше, чем на своем родном. Например, за те же пять месяцев этого года объемы экспорта увеличились на 25%. Погоду, как и прежде, делают Россия, Эстония, Литва. Причем на каждом рынке есть свои сладкие пристрастия. Литовцы, к примеру, предпочитают наши шоколадные наборы, эстонцы — вафельные торты, а россияне — карамельки. В свое время Laima даже подумывала об открытии собственного карамельного цеха в России, однако проект до сих пор находится в стадии переговоров.

На балтийском рынке под контролем Laima/Staburadze:

— 76% рынка зефира
— 41% рынка вафельных тортов
— 23% рынка конфет в коробках

Источник: ИАЦ "Информкондитер"