18.06.2002
«Волге» осталось жить шесть лет

Руководство ГАЗа заявило, что «Волгу» будут производить еще 6 лет, потом на ее смену придет абсолютно новый автомобиль класса D. Пока представители завода говорят, что не знают, что это будет за машина. Главное, чтобы она не оказалась просто уловкой для МАП.

На годовом собрании акционеров Горьковского автомобильного завода было принято сразу несколько революционных решений. Прежде всего, завод решил выплатить дивиденды по акциям – впервые после прихода «Сибала» на завод. Заплатили, конечно, не всем и очень немного. Акционеры приняли решение о выплате дивидендов на привилегированные акции типа «А» из расчета 3,09 руб. (309%) на одну акцию номиналом 1 рубль. На выплату дивидендов будут направлены 10% чистой прибыли предприятия (4,49 млн руб.). Однако суть не в том, сколько заплатили. Сам факт выплаты дивидендов говорит о том, что «Сибал» решил, что добился стабилизации положения на предприятии и может переходить к его реформированию. О планах на будущее руководство ГАЗа и «Сибала» заявило прямо на том же собрании.

Руководство завода официально уведомило, что «Волги» с небольшими усовершенствованиями будут выпускаться еще шесть-семь лет, после чего их снимут с производства. Корреспонденту «Газеты.Ru» в пресс-службе завода сказали, что срок в шесть-семь лет появился не случайно – именно столько, как считают на ГАЗе, «Волга» еще будет востребована российским рынком, а затем спрос на автомобиль пропадет из-за неконкурентоспособной высокой цены. Тогда ГАЗ обещает поставить на конвейер новый легковой автомобиль класса D. Как рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» в пресс-службе завода, сейчас над вариантами его разработок работает специальная рабочая группа.

Собственно говоря, вариантов у предприятия несколько. Прежде всего, отдать разработку иностранцам. В начале июня руководство ГАЗа провело переговоры с руководством концерна Fiat, который уже принимает участие в создании совместного производства ГАЗ–IVECO–«РусПромАвто» по выпуску легких и средних грузовиков. Напомним, что совместная работа ГАЗа и Fiat началась еще в 1997 году. В 1998 году было объявлено о создании СП «Нижегород-Моторс», которое должно было выпускать по лицензии малолитражки Fiat Palio. После двух лет напряженных переговоров выяснилось, что Palio в Нижнем собирать не будут. Позже заговорили о возможном начале сборки Lancia Kappa, но до заключения договора дело так и не дошло. Второй вариант – это сотрудничество с ВАЗом. В Тольятти уже заявляли, что будут участвовать в разработке первого нижегородского переднеприводного автомобиля. Все дело в том, что собственных научно-технических центров для выпуска новой платформы у завода нет, так что сотрудничество с ВАЗом выглядит вполне логичным. Однако представители завода упорно говорят, что «работа с ВАЗом – не окончательное решение». Пока рабочая группа продолжает изучать потенциальных партнеров, завод уже начал проводить свою новую производственную политику.

Ситуация с выпуском машин на ГАЗе выглядит весьма интересно. Объем производства автомобилей в 2001 году сократился в целом на 15,9%, в основном за счет снижения объемов выпуска легковых (на 30,6%) и грузовых (на 5%) автомобилей. Одновременно произошло увеличение (на 23,2%) объемов производства микроавтобусов. Всего предприятие произвело 191 492 автомобиля. Снижение объемов производства связано с сокращением рыночного спроса, в соответствии с которым теперь формируется производственный план автозавода. Хотя в пресс-службе «Газете.Ru» заявили, что «дальнейшего сокращения производства «Волг» не предвидится», это может оказаться красивой ложью. Завод явно убрал легковушки из своих приоритетных направлений, полностью сосредоточившись на микроавтобусах.

Совсем недавно МАП заявил, что больше не будет настаивать на своих требованиях к ГАЗу, хотя до этого больше года министерство добивалось, чтобы завод начал увеличивать производство легковых машин, а не сокращать его. Это решение развязало заводу руки, и теперь он может продолжать сокращать производство невыгодных «Волг» и наращивать выпуск «Газелей» и «Соболей». Однако МАП пообещал продолжить следить за действиями завода. В таком свете сообщение о грядущей машине класса D может оказаться всего лишь временной уловкой, чтобы успокоить антимонополистов, пока ГАЗ будет превращаться в завод по производству микроавтобусов и небольших грузовиков.

Кроме того, ГАЗ наметил и еще одну линию развития. Он рассчитывает полностью отказаться от собственного производства комплектующих и организовать их закупки на создаваемых или уже действующих совместных производствах с российскими и зарубежными партнерами. Отказ от производства комплектующих позволит существенно снизить издержки производства, кроме того, комплектующие с заводов, созданных с привлечением иностранцев, могут найти спрос у появляющихся же иностранных производителей. Тот же Ford за полгода с трудом нашел четырех поставщиков для своего завода под Санкт-Петербургом, где будут собираться Focus. На этом рынке у ГАЗа есть весьма неплохие перспективы. На данный момент ГАЗ практически завершил работу по выделению в дочернюю компанию Завода штампов и пресс-форм и приступил к работе по выделению Завода коробок скоростей, которая ведется в расчете на привлечение стратегического западного партнера. Программа реструктуризации активов предусматривает выделение в дочерние общества Завода мостов, литейного производства ГАЗа и Завода грузовых автомобилей.

Источник: Газета.Ru