19.06.2002

НАШ ЧЕЛОВЕК НА КРУАЗЕТТ
Только на Sostav.ru!
Репортажи с 49-го Международного фестиваля рекламы Cannes Lions


18 июня. ЗАБАВЫ МОЛОДЫХ.



  Сегодня вечером легендарную лестницу Дворца конгрессов и фестивалей застелят алым ковром, на площади, у ограждений соберутся зеваки (хотя вряд ли они увидят кого-то до боли знакомого), а делегаты Cannes Lions, сменив майки и шорты на что-нибудь более приличное, пойдут дружными рядами узнавать первые итоги.
  Свои награды получат молодые креаторы, работавшие над плакатами в защиту водных ресурсов. Однако главная сегодняшняя интрига - кому достанутся "Львы" за лучшую печатную рекламу и достижения в медиа индустрии. Ну, а после всех ждет buffet dinner. Кто-то обмоет победу, кто-то с горя напьется, большинство же просто порадуется и потусуется…
  Журналистам результаты сообщили на полуденной пресс-конференции. Однако до официальной церемонии на публикацию этой информации наложен мораторий. Как вы, наверное, уже поняли, свои заметки я пишу и отправляю вечером (разница с Москвой минус два часа), а на следующее утро они появляются на портале. А значит, я уже сейчас могу сказать кто что получил. Запрет нарушен не будет.
  Тот, кто читал предыдущий выпуск, знает, что россиян в шорт-листе конкурса Press&Poster нет, а за так называемый Media Lion наши просто не боролись. Так что мы переживать уже не будем.
  Гран-при за лучшую печатную работу получила рекламная кампания молодежного курорта Club 18-30 - дело рук лондонского Saatchi&Saatchi. Три плаката - "Бар", "Бассейн" и "Пляж" - позиционируют этот курорт как дико сексуальный. Вся нагрузка - на визуальный ряд. 34-летний фотограф Тревор Рэй Харт выполнил насыщенные цветом и солнцем картинки, на которых тема отдыха воплощена весьма двусмысленно. Фотографии выглядят эротично за счет оптического обмана, когда второй или третий план непроизвольно совмещается с первым.   Допустим, руки протянуты за мячом (двое парней играют в волейбол), а впечатление, что ладони касаются бюста стоящей в глубине кадра барышни. Или пена из бутылочки, которую держит девушка, напоминает сперму, а бутылочку слегка перекрывает стоящий впереди парень… Наверное, при описании это выглядит вульгарно. На самом же деле, картинки забавные и непошлые.
Saatchi&Saatchi / Бар  
  Председатель жюри заметил на пресс-конференции, что победившая серия понравилась всем судьям: она рациональная, очень умная и веселая.Leo Burnett Oslo 1Leo Burnett Oslo 2
  Гран-при в номинации "лучшая наружная реклама" присудили Leo Burnett Oslo - за кампанию из 6 работ для студии пирсинга. Идея замечательна! Плакаты развешиваются в тех местах, где на здании есть некие металлические предметы, допустим, торчащее из стены или из двери кольцо. А на плакате крупно изображены части тела: фото живота, ушей, бровей, губ и т.д. И плакат размещается на стене так, чтобы кольцо или заклепка его прорвали и оказались там, где им и положено - на пупке или в мочке уха. Короче, поп-арт.
  Правда, моя словенская коллега Мета Добникар выразила сомнение: есть ли у этих оригинальных работ реальный заказчик?..
  Конкурс наружной рекламы продемонстрировал немало забавных и оригинальных решений ее изготовления и размещения, как на уровне технологий, так и на уровне идей, а потому неудивительно, что вполне традиционные, тривиальные работы из России не произвели впечатления на жюри.
  После первого каннского репортажа на форум написал незнакомый мне Василий Воронцов, у него просьба: побольше о представленной на фестивале наружке из России. Да что же о ней писать, Василий?! Выйдите на улицу - все тоже самое.
  Еще г-н Воронцов задал довольно типичный вопрос, выдавший в нем рекламного неофита: кто и по какому критерию отбирает работы на Каннский фестиваль? Да никто не отбирает. Сами приходят. А критерий один: деньги. Вы платите регистрационный взнос (довольно внушительный) и выставляете свои шедевры в конкурс. Все демократично. Это же не кинофестиваль, где формируют программу, отслеживают по всему миру кинопроцесс, где есть свои любимчики (допустим, наш Александр Сокуров три года подряд присутствует в каннском конкурсе со своими лентами).
  Кстати, когда одного из официантов фешенебельного отеля "Карлтон" спросили, в чем главная разница между кинофестивалем и фестивалем рекламы, тот ответил: "Рекламный люди больше пьют!"
  К вопросу алкоголя. Он, конечно, присутствует, однако, по-моему, довольно умеренно. Ну, да пиво Heineken можно получить бесплатно с 17 до 19 часов в спонсорском баре (на заметку дирекции ММФР!). А что касается вчерашней вечеринки The Underdog Party, устроенной голландцами… Живая собака по пляжу разгуливала, музыка гремела, пиво продавалось, кое-кто извивался в танце, но мы (скромная компания звезд отечественной журналистики) с нее довольно быстро слиняли: скучно. Но вот вам факт: из маленьких Нидерландов в Канны прикатило более 180 (!) рекламистов и журналистов. Для сравнения: из огромной России - чуть более 30.   Неудивительно, что великая держава не очень-то заметна и всерьез нашу рекламу здесь никто не воспринимает.
Работа занявшая первое место (Финляндия)
Работа занявшая второе место (Америка)
Работа занявшая третье место (Италия)

  Вообще русская речь слышится на Круазетт не так часто, как раньше. В середине 90-х казалось, что кругом одни соотечественники. Куда же исчезли "новые русские" со своими топ-моделями? Правда, дня два назад я увидел на одной из улочек толпу приехавших осматривать Канны российских туристов. Плотной стеной обступили они гида.   Граждане РФ легко узнавались по одежде (жара, а они в синтетике темных расцветок), яркому макияжу, ботинкам "Прощай, молодость!" и полиэтиленовым пакетам IKEA. Впрочем, достаточно было просто посмотреть им в глаза - коктейль из недоверия и любопытства, хроническое отсутствие улыбки...
  В конкурсе рекламных кампаний жюри отдало главный приз австралийцам - за рекламу мороженого Magnum 7 Deadly. Подробнее об этом конкурсе я напишу отдельно, вернувшись в Москву. Его нельзя назвать зрелищным. Судите сами: на листе формата А3 размещается лаконичный отчет о проведенной кампании (картинки и короткие подписи). Без комментария авторов понять что-либо непросто.
  Ну и, наконец, итоги соревнования молодых креаторов. Российские ребята опять ничего не получили. Я уже успел с ними поговорить. Завтра это интервью вы сможете прочитать. Анна Пушкарева и Заурбек Засеев, конечно, расстроены. Но работу они сделали достойную, к тому же победить в этом конкурсе - все равно, что выиграть в лотерею. Напомню, что в качестве рекламодателя выступал Международный Секретариат воды, требовалось выполнить плакат, призывающий защищать и беречь водные ресурсы. Первое место жюри отдало финнам. На их плакате изображен стакан с мочой, в который вставлена трубочка. Подпись: полтора миллиарда людей пьют воду, которая хуже, чем ваша моча. Довольно спорное, кстати, утверждение, если учитывать, что в мире есть немало приверженцев уринотерапии! На втором месте - молодые американцы, на плакате которых стакан воды приравнен к бомбе, ракете, пистолету и другим орудиям убийства. На третьем - итальянцы. Кроме печатной рекламы,молодые креаторы соревновались в создании веб-сайтов. Победили бразильцы и шведы.
  19 июня, когда вы будете читать эти строки, в фестивальном дворце пройдет семинар, который я ни в коем случае не пропущу. Это беспрецедентный проект под названием "Почему вы творите?" уже много лет осуществляет немец Херман Васке. Впервые я увидел его в 1999 году, тоже на Каннском фестивале. Васке опрашивал всевозможных знаменитостей (от Горбачева до Тарантино), почему они занимаются творчеством? Ответы, полученные иногда на сигаретной пачке, иногда на видеокамеру, он преподнес в виде выставки, книги и документального фильма. А в Каннах показал все вместе плюс собственные комментарии и участие знаменитого кинорежиссера Вима Вендерса (с которым, не упущу случая похвастаться, мне тогда удалось поболтать и сфотографироваться).
  На этот раз Васке представит в Каннах свою новую книгу с предисловием Далай Ламы. С 15 мая в местной галерее Espace Miramar проходит выставка, где представлено 300 оригинальных художественных ответов на любимый вопрос Хермана "Why Are You Creative?". Причем представлены различные аспекты творчества: интеллектуальный, духовный, философский, политический и научный. А почетными гостями и соучастниками его семинара станут импресарио группы Sex Pistols Малкольм МакЛарен и рекламный гуру Поль Арден. Уверен, это будет что-то!


Работы рекламистов - участников фестиваля

Страница репортажей