21.06.2002
Product Placement, cross-promotion, киномерчандайзинг и фильм "Скуби-Ду": очередной союз искусства и бизнеса.

На киноэкраны Америки вышел новый кассовый фильм.

В последнее время все чаще убеждаешься в том, что о степени популярности того или иного молодежного фильма в России можно судить по уровню вложений (и соответствующей шумихе в СМИ) в перекрестное продвижение, Рroduct Рlacement и киномерчандайзинг в Америке.

Не успели пройти шумные презентации в Москве картин "Звездные войны - II", "Человек-паук", "Блэйд - II" (не говоря уже о прошлогодних премьерах с Ларой Крофт и Гарри Поттером, а также о предстоящей премьере "Люди в черном - II", с которым связали свое имя P&G и Ray-Ban), как на смену им грядет новый персонаж: Скуби-Ду.

Скуби-Ду - это очень милый и умный пес, в компьютерном варианте перекочевавший из одноименного мультфильма в полнометражный художественный фильм "Скуби Ду" (Scooby-Doo) производства Warner Brothers. Виртуальный персонаж окружен популярными актерами, среди которых - идол подростков (и российских тоже) Сара Мишель Геллар, Мэтью Лиллард, Роуэн Эткинсон ("Мистер Бин"). Комедия для семейного просмотра собрала в первые три дня $56,4 млн. Это является рекордом для июня за всю историю североамериканского проката. Стоимость производства фильма составила $90 млн.

Картина превосходит своих знаменитых предшественников - "Кто поставил кролика Роджера", "История игрушек", "Шрек" и "Корпорация монстров" - не только по уровню компьютерной графики, но и по количеству брендов, которые окружили его со всех сторон.

Известные фирмы AutoVision, Heinz (картофельные продукты Ore-Ida), Six Flags (парк развлечений), Minute Maid (серия прохладительных напитков), Dairy Queen (кондитерские изделия), Dreyer's Cone Factory (мороженое Dreyer's), Kraft Food (бренд Lunchables), Valpak Direct Marketing Systems (специальные купоны с правом на скидку при покупке различных товаров и услуг) организовали мощную кампанию по перекрестному продвижению и киномерчандайзингу (продаже товаров с символикой фильма). Организованы игры, конкурсы, призами которых являются билеты в кинотеатры на фильм "Скуби-Ду", DVD-проигрыватели, сувенирная продукция, путешествие в парк развлечений и многое другое.

Не обошлось и без Рroduct Рlacement. Когда "Скуби-Ду" доберется до наших экранов, российские зрители наверняка заметят в кадрах фильма два популярных напитка: Diet Coke и Sprite. Излишне говорить, что раз премьера фильма состоялась 14 июня (т.е. в начале летнего сезона продаж), появление данных напитков в кадре фильма, целевая аудитория которого - подростки и молодежь, не назовешь случайным. Нет смысла разбираться во взаимоотношениях двух указанных брендов: даже если они принадлежат разным производителям (разбирать подобные тонкости оставим самим владельцам брендов), ради повышения летних продаж можно потесниться, тем более что рекламную кампанию (или перекрестное продвижение "фильм-продукт") можно заранее поделить на регионы влияния.

Интересно и другое. В "Скуби-Ду" вы не встретите подростков, при каждом удобном случае употребляющих дорогую воду Perrier или разъезжающих на супердорогих моделях автомобилей. Такие продукты - для более серьезной аудитории, которая уже выходит из рамок бездумных потребителей поп-корна и начинает задумываться о своем месте в жизни, интересоваться проблемами взаимоотношения полов и начинает брать пример с более взрослых киногероев - Джеймса Бонда (кто бы его ни играл), Майкла Дугласа или Шарон Стоун. Те, в свою очередь, через нашумевшие в свое время фильмы "Завтра не умрет никогда" или "Основной инстинкт" подсказывают, что солидные люди имеют привычку пить виски "Джэк Дэниэлс" или "встряхивать, но не смешивать" Martini с водкой Smirnoff, курить сигареты, а также ездить на престижном автомобиле. Этот эффект скажется не сегодня и не завтра, и даже не через 3 месяца (хотя и это может случиться). Рroduct Рlacement, в отличие от cross-promotion и киномерчандайзинга, рассчитан на более длительный эффект. Так что если ваш будущий ребенок (о котором вы еще даже не задумались) где-нибудь в 2010 году после просмотра старенького фильма "Скуби-Ду" на DVD в ставшем обыденным явлением домашнем кинотеатре попросит вас купить "Спрайт" - не удивляйтесь. Если в 2015 году он начнет всерьез интересоваться престижными машинами - тем более.

Вряд ли может случиться, что в России завтра, как по мановению волшебной палочки, начнется бум Рroduct Рlacement, кросс-промоушена "бренд-фильм/сериал" и киномерчандайзинга, а уже через год появится фильм уровня "Скуби-Ду" с бюджетом в 90 миллионов долларов, снятый на студии детско-юношеских фильмов им. Горького, где Чебурашка с крокодилом Геной и в союзе с Покемоном уничтожают мировой очаг зла.

Но у нас, в России, киноиндустрией пока интересуются единицы. Несмотря на то, что научно-фантастические фильмы, подобные "Отрокам во Вселенной" или "Через тернии к звездам", до сих пор известны мировым специалистам в кино, а на сериале "Гостья из будущего" воспитано несколько поколений. Даже мультфильмы "Бременские музыканты - 3" и "Незнайка на Луне", созданные совсем недавно, практически не привлекли внимания рекламодателей.

Может быть, наши киношники в последних случаях были не слишком опытны и не слишком настойчивы. Может, дело в другом: рекламодатели и владельцы прав на данных персонажей просто не договорились в цене.

Американская практика кинопремьер за последние годы говорит об одном: если есть желание и взаимный интерес, если нет непримиримых противоречий между бизнесменом и человеком от искусства - всегда можно договориться.