24.06.2002
Сбытовая реформа "АвтоВАЗа"

Объединение двух дирекций Волжского автозавода - по сбыту и по техобслуживанию - приведет к перераспределению потоков готовой продукции ВАЗа в пользу оставшейся от советских времен системы вазовских спецавтоцентров. Как стало известно "Ведомостям", некоторые московские дилеры получали машины через спецавтоцентры уже на прошлой неделе.
Президент-гендиректор ВАЗа Виталий Вильчик подписал приказ "О создании дирекции по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию АО "АвтоВАЗ" 10 июля. Новая структура объединила дирекцию по оперативно-сбытовой деятельности с дирекцией по техническому обслуживанию автомобилей и обеспечению запасными частями. Руководителем новой дирекции стал Александр Наметкин, в прошлом директор ОАО "Самара-Лада" - торговой компании, контролируемой ВАЗом, но находящейся под управлением самарской группы компаний СОК (контролирует ряд поставщиков "АвтоВАЗа" - таких, как заводы "Автоприбор", "Автосвет", ОСВАР и "Пластик", а также управляет проектами по сборке ряда моделей "ВАЗов" на "Ижмаш-авто" и заводе "Рослада" в Сызрани). Объединение дирекций в перспективе может привести к серьезным изменениям в схеме продаж вазовских автомобилей.

До сих пор торговцы "ВАЗами", в том числе официальные дилеры завода, получают машины в основном в Тольятти - либо по предоплате с завода, либо покупая их у крупных местных оптовиков. Между тем под контролем вазовской дирекции по техобслуживанию находится мощная сеть спецавтоцентров - торгово-сервисных предприятий, в советские времена осуществлявших большую часть продаж машин, выпущенных заводом, но в последние годы превратившихся в не более чем крупные станции техобслуживания. При этом формально спецавтоцентры являются дилерами ВАЗа.

"Дирекции объединили, чтобы повернуть их лицом к спецавтоцентрам, - сообщил "Ведомостям" информированный источник, близкий к ВАЗу. - В последние годы основная масса автомобилей выкупалась и продавалась торговыми фирмами. Спецавтоцентры, к сожалению, автомобили в последнее время почти не продавали. Финансовое положение у них все хуже становилось".

Тольяттинское руководство отдает себе отчет в том, что возродить былой статус спецавтоцентров как основных сбытовых структур завода невозможно. Роль нынешних дилеров признана заводом: в начале апреля вице-президент ВАЗа Владимир Кучай официально разделил территорию Москвы между 21 крупным дилером завода. Между тем включить спецавтоцентры в цепочку поставок автомобилей в Москву ВАЗ в силах.

"Сейчас, когда руководство [сбытом и сервисом] в одних руках, можно будет регулировать хотя бы точку отгрузки", - говорит источник "Ведомостей". По его словам, сейчас происходит перестройка товарных потоков, с тем чтобы московские дилеры забирали машины в спецавтоцентрах. При этом "за подготовку и хранение" торговая фирма должна выплачивать спецавтоцентру по 300 руб. с машины.

Дилерам явно придется не по душе появление посредников между ними и Тольятти в лице спецавтоцентров. "Вряд ли такое будет, - заявил "Ведомостям" глава компании "Северянин-АвтоВАЗ" Алексей Смирнов. - Сеть уже развита [поставки идут] напрямую с завода. Рынок есть рынок". Однако, как удалось выяснить "Ведомостям", некоторые московские дилеры, например "Ростокино-Лада", на прошлой неделе уже получали автомобили через спецавтоцентры.

Источник: Ведомости