26.06.2002

Чиновники запретили зомбирующий эфир



Российские антимонопольные органы всерьез обеспокоились, что некоторые телеканалы скрыто зомбируют зрителей рекламой. Это не бред. Сегодняшняя коллегия МАП практически единогласно высказалась за ужесточение законодательства о рекламе.

На сегодняшнем заседании коллегии Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства заместитель начальника управления контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции МАП России Сергей Пузыревский прямо заявил о необходимости ужесточить ответственность за нарушения законодательства о рекламе.

Бить рекламщиков – любимое занятие МАП. В период с 1999-го по 2001 год антимонопольные органы рассмотрели более 30 тыс. фактов нарушения законодательства России о рекламе. С 1999-го по 2001 год МАП за нарушение этого законодательства наложило более 1,5 тыс. штрафов, взыскав 5,8 млн руб.

Особенно строг МАП был в случаях, когда рекламная информация наносила значительный ущерб интересам потребителей или вред их здоровью – рекламировалась алкогольная продукция, табачные изделия или лекарственные препараты.

Теперь МАП начинает бороться против зомбирования телезрителей рекламными роликами.

Со слов замминистра печати Валерия Сираженко, который также принимал участие в сегодняшней коллегии МАПа, министерству уже точно известно, что ряд российских телеканалов использует методы несанкционированного воздействия на психику зрителей (с помощью так называемого «эффекта 25 кадра»). В ближайшем будущем министерство обещает представить доказательства использования опасных вставок в телеэфир. А к 2003 году у контролирующих органов даже появится аппаратура, фиксирующая факты зомбирования, на полном серьезе пообещал замминистра печати.

Специалисты в области телевизионной рекламы сильно удивились тому, чем обеспокоились в МАП. Они считают, что на центральных телеканалах даже не думали прибегать к подобным «технологиям».

«В телецентре в Останкине работает целая служба, которая отслеживает качество сигнала (уровень звука, синхронизацию и т. д.) и просто не допустит того, чтобы в эфир шел брак, – сообщили нам в информационной службе рекламного агентства «Видео Интернешнл». – С нарушением технологий могут работать разве что какие-нибудь локальные кабельные сети или региональные дециметровые телеканалы».

Пресловутый «эффект 25-го кадра» – кстати, вовсе не такой уж скрытый, как о нем говорят – специалисты в области видеотехнологий рассматривают не более чем брак. Никакого гипнотизирующего воздействия на подсознание он не оказывает, а поэтому использовать его в рекламе – все равно что взять и сознательно испортить ролик.

Еще в МАП обеспокоены уровнем громкости рекламных роликов – несмотря на действующие ограничения, он все равно выше.

На сегодняшний день практически все телеканалы нарушают данное требование, считают в МАП. Здесь действительно имеет место небольшой звукооператорский трюк. В ходе подготовки роликов звук подвергается обработке, при которой его уровень по приборам остается прежним, но субъективно звучит он громче, насыщеннее. Иными словами, поймать нарушителя за руку не так-то просто.

Российским антимонопольным органам проще пресечь показ рекламы, которая, например, дискредитирует авторитет родителей или способствует совершению подростками опасных действий. Так запретили рекламу чипсов Lay`s, а теперь хотят запретить Sniсkers. И понятно почему: объем российского рекламного рынка растет сейчас очень быстро, а вместе с ним – и объемы «рынка» штрафов.

Объем российского рекламного рынка, по данным Российской ассоциации рекламных агентств, в 1997 году составил $1,845 млрд, в 1998 году – $1,795 млрд, в 1999 году – $760 млрд, в 2000 году – $1,1 млрд, в 2001 году – $1,730 млрд. В этом году российский рекламный рынок может впервые превзойти докризисный уровень.

Более 58% всей рекламы сейчас приходятся на СМИ: доля телерекламы составила 27,7%, в периодических печатных изданиях – 27,2%, на радио – 3,2%.

Источник: Газета.ru