27.06.2002
Обзор российскоого рынка карамели

Российские потребители теперь знают, что кроме обычной карамельки с фруктовой начинкой, «барбариски», «холодка-снежка» существуют различные освежающие леденцы, карамель на палочке, жевательный мармелад, зефир. Разнообразие ассортиментного ряда продукции под названием «карамель» с каждым годом растет, появляются все новые и новые ее виды.

Карамель и леденцы по потребительским качествам можно разделить на несколько групп: традиционная карамель, жевательные конфеты, мармелад, ирис, леденцы с освежающим эффектом, с медицинским действием, леденцы на палочке и другие. В каждой из групп имеются свои лидеры, различаются и особенности развития отдельных секторов рынка. Большую долю на российском рынке занимает традиционная карамель, которая продается в развес, но теперь велик и объем продаж такого сегмента, как жевательные сладости, меньшая часть отдана леденцам на палочке.

Традиционная карамель в развес

На российском рынке насчитывается несколько сотен различных по значимости и мощностям производителей этого вида продукции. Как правило, в регионах лучше всего представлена продукция местных производителей. Но производственные мощности в пределах страны распределены неравномерно. Большая их часть сконцентрирована в центральных областях и Москве. По всей стране известна продукция таких крупных производителей как «Красный Октябрь», «Рот-Фронт», «Конфи», «Азарт», «Волжанка», «1 мая», «Старый Оскол», концерна «Бабаевский».

Положение в этом сегменте отечественного рынка достаточно сложное. Отечественные производители помимо конкуренции с западными компаниями, как на рынке шоколада, вынуждены конкурировать и с дешевой продукцией из ближнего зарубежья. Так, например, проблемой номер один некоторое время были поставки карамели с Украины, доля этой продукции составляла 30-45% еще год назад, большим спросом украинская карамель пользовалась на периферийных рынках, в тех, регионах, где уровень доходов населения низок. Качество украинской карамели оставляло желать лучшего, но разница в цене достигала 40-50%.

Данную проблему пришлось решать на государственном уровне. Правительством России введена спецпошлина на импорт карамели. Ее размер составляет 21% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро за 1кг. Срок действия соответствующего постановления - 2,5 года, с 26 января 2002 года по 26 июля 2004 года включительно, спецпошлина взимается сверх действующий ставки ввозной таможенной пошлины, применяемой в отношении вареных конфет с начинкой или без начинки, карамели и аналогичных сладостей. Казалось бы, эти меры должны удовлетворить требования российских производителей, а доля поставок с Украины сократится.

Однако метод устранения украинской карамели таким способом дал неожиданный результат. Во-первых , украинское правительство приняло решение о снижении НДС на сахар, что удешевило продукцию и позволило появившиеся средства украинским производителям направить на покрытие издержек, навязываемых с российской стороны. Во-вторых, украинские производители наловчились и стали добавлять в карамель какао-порошок, а на такую продукцию пошлина не распространяется, так как это другой вид карамели.

Но и это оказался не последний ход. Украинские производители стали маркировать свою карамель теми же товарными знаками, что и российские фабрики. Отечественный потребитель хорошо знает такие виды карамели как «Слива», «Му-Му», «Сказка» и тому подобные. А по этикетке развесной карамели ни каждый покупатель сможет различить, кто является производителем данной продукции. Все эти факты очень сильно сказываются на рынке. Пока импорт украинской карамели существенно упал, но, возможно, в ближайшее время он вновь вырастет.

Карамель и леденцы в упаковке

Рынок упакованной карамели не так велик, но на сегодняшний день является наиболее перспективным и быстрорастущим. До недавнего времени производства этого направления имели только западные производители и их продукция, соответственно, имела некоторую «фору», но сейчас и отечественные производители стали обращать внимание на этот сегмент, приступая к выпуску упакованной карамели и леденцов.

У упакованной продукции имеется ряд существенных преимуществ. Во-первых, из-за более высокой цены ее производство становится рентабельнее, во-вторых, благодаря упаковке увеличивается срок хранения товара, что позволят продвигать продукцию, расширяя географию поставок в различные регионы. Хорошим примером продукции этого направления является карамель торговой марки «Савинов». Эта марка компании Nestle несколько лет пользовалась своим почти монопольным положением. Ситуацию несколько изменил холдинг «СладКо». Сейчас специалисты этой компании вырабатывают маркетинговую политику для того, чтобы усилить на отечественном рынке присутствие своей продукции этого сегмента.

Леденцы на палочке

Лидером этого направления является испанский производитель – компания Chupa Chups, второй игрок – компания ЭВР с торговой маркой «Колобок». В этом сегменте роль фантазии производитееля велика как ни в каком другом. Потребители охладели к «обычной» карамели, больше стало продаваться карамели с игрушками. Chupa Chups постоянно радует своих покупателей новинками, что позволяет ей увеличивать популярность своего продукта. Так, для тех, кто любит жевательную резинку, выпускается мятная карамель с жевательной резинкой внутри, а для тех, кто заботится о своем здоровье – мультивитаминная карамель Chupa Chups.

Компания Chupa Chups совместно с турецкой фирмой Kent Gida сейчас собирается выпускать в Санкт-Петербурге мягкую жевательную резинку и конфеты. О новом проекте пока мало что известно, однако прошлогоднее объединение этих двух компаний свидетельствует о том, что Chupa Chups стало тесно в своей нише. Логично, что этот производитель выйдет в перспективные, быстроразвивающиеся сегменты, такие как производство мягких жевательных конфет, пастилок, зефира, освежающий карамели в упаковке.

Освежающие леденцы

В этом сегменте рынка основные игроки – две гиганта: Mars с торговой маркой Rondo и компания Van Melle с маркой Mentos. В этом сегменте присутствует и отечественная марка «Холодок». Но, к сожалению, в последнее время доля на рынке этой продукции снизилась. Можно отнести к этой группе и леденцы торговых марок Hit и Tic-Tac, но эта карамель занимает сейчас совсем небольшую долю отечественного рынка.

Леденцы с медицинским эффектом

К данному направлению относится продукция марок: Mynthon, Halls, Tunes, Bon Pari, Strepsils, Vita-C, Bobs, Golia. Лидерами сегмента считаются марки Halls, Vita-C, Mynthon. В последнее время укрепили свои позиции леденцы марки Tunes (компания Mars) и Bon Pari (производитель Nestle), этот факт объясняется активной рекламной поддержкой продукции, а также конкурентоспособными ценами - производственные мощности находятся в России.

Жевательные конфеты, мармелад, ирис

Лидирующее положение в этом сегменте рынка приходится на продукцию голландской компании Van Melle, ей принадлежат такие марки жевательных конфет как «Дядя Степа», Fruit-tella, Meller, Xidders.

Далее идет компания Leaf с торговой маркой жевательных конфетChewits. Увеличилась доля третьего игрока, компании ЭВР с жевательным мармеладом «Фру-фру». А вот доля некогда популярных жевательных конфет Mamba снизилась.

Тенденции развития рынка

По мнению специалистов оптового звена сегодня продавать карамель достаточно трудно по той причине, что рынок перенасыщен различного рода предложениями. Реализовывать традиционную карамель в развес не просто, ей чаще интересуются бабушки-пенсионерки. Многих покупателей не привлекает даже низкая цена продукции. Но по ряду позиций на молочную, сливочную карамель типа «Рачки», « Раковые шейки», «Му-Му», «Хоккей», «Пташка», ирис, мармелад и тому подобную спрос не ослабевает.

В тоже время покупателям нравятся оригинальные виды карамели, леденцы с начинкой, жевательные конфеты. Нынешнее поколение детей и подростков, для которых «пулеобразная» карамель с фруктовой начинкой не является пределом мечтаний, свое предпочтение отдает леденцам на палочке Chupa Chups, жевательным конфетам «Страсти-мордасти», Fruit-tella, ирискам Meller.

Сейчас российским производителям, чтобы выдержать конкуренцию и не потерять своего потребителя необходимо обновить и расширить предлагаемый ассортимент такими видами продукции, как жевательный мармелад, сливочные тянучки, леденцы на палочке с разными начинками, помадки.

Что касается нижегородского рынка, то здешним потребителям повезло несколько больше других регионов. В городе работают две крупных кондитерских фабрики: «1 мая» (бывшее название «Карамель») и «Сормовская кондитерская фабрика». Первая предлагает разнообразный ассортимент традиционной качественной карамели, вторая выпускает мармелад, ирис.

Также небольшая удаленность от Москвы позволяет оптовым компаниям расширять предложения за счет продукции московских фабрик и других близлежащих регионов. Ряд оптовиков занимается реализацией украинской карамели. Если в магазинах большее внимание обращено на марку, на имидж производителя, качество продукции, то на рынках требование проще: чем дешевле товар, тем лучше. Украинскую продукцию берут и будут брать, поскольку она приносит больше прибыли. Но будем надеяться, что времена «братской» карамели закончатся, российские производители облегченно вздохнут, начнут работать на полную мощность, осваивая новые ниши, вытесняя западных конкурентов.

Источник: ИАЦ "Информкондитер"