04.07.2002
Аналитики полагают, что средние по величине производители пива вскоре будут вынуждены объединяться в холдинги

    Пивной рынок не безграничен, и повышать свою долю на нем сегодня можно только улучшением качества янтарного напитка и крупными инвестициями в продвижение продукта. Но позволить себе это могут только крупные игроки, а потому аналитики ожидают, что вскоре российские "середнячки" начнут строиться в холдинги.

    Емкость пивного рынка России составляет порядка 150 млрд руб. в год. По прогнозам, в этом году объем производства пива составит $5,07 млрд, в 2003 году — $5,1 млрд. А к 2005 году рынок дорастет до $5,3 млрд. Для сравнения: в США пива продается на $60 млрд в год.

    По словам руководителя исполнительного секретариата Союза российских производителей пиво-безалкогольной продукции Вячеслава Мамонтова, в этом году прирост объема производства составит 10-12%, однако в ближайшие пять лет темп роста будет постепенно замедляться, и среднегодовой прирост составит лишь 5-8% в год. "Если государство не примет какие-то меры, чтобы убрать с рынка 50% подпольно производимого алкоголя, то в ближайшее время не стоит ждать увеличения потребительского спроса", — считает Мамонтов.

    По мнению Виктора Пятко, генерального директора Bravo International, в ближайшее время в отрасли будут преобладать процессы консолидации. "Если сейчас десятка ведущих компаний занимает 60% рынка, то скоро ей будет принадлежать уже 85%, — говорит он. — В итоге на рынке останется несколько национальных холдингов". Алексей Кривошапко, аналитик UFG, считает, что крупные российские компании могут вскоре приступить к скупке акций мелких конкурентов.
Пока на нашем рынке представлены только холдинги с иностранными корнями. В России присутствуют пять крупных пивных концернов — норвежско-датский Carlsberg Breweries A/S, индийско-бельгийский SUN-Interbrew, африканский South African Breweries (SAB), голландский Heineken, британский Scottish & Newcastle.

    Сейчас лидером рынка в России является Baltic Beverages Holding (ВВН), производящий 35% российского пива, ведущим предприятием которого является "Балтика". BВН также контролирует ОАО "Ярпиво", ОАО "Пикра" (Красноярский край), ОАО "Золотой Урал".

    Российское производство ВВН, по словам финансового директора "Балтики" Александра Никонова, в этом году планирует еще на 16% увеличить производство пива по сравнению с прошлым годом. "Мы собираемся увеличить мощность компании до 25 млн дал за счет ввода двух новых заводов", — говорит он.

    По данным Союза российских производителей пиво-безалкогольной продукции, к 2003 году "Балтика" (вместе с дочерними "Балтика-Дон" и "Тульское пиво") будет контролировать более четверти рынка. В целом же доля холдинга BBH в России превысит 40%. Остальную часть рынка распределят между собой "Sun Interbrew", "Очаково", "Эфес", "Красный Восток" и несколько других пивоварен. На втором месте стоит SUN-Interbrew — она владеет восемью заводами: ЗАО "Клинский пивкомбинат", "Бавария", ЗАО "Ивановская пивоваренная компания", ОАО "Курская пивоваренная компания", ОАО "Пермская пивоваренная компания", ОАО "Поволжье", ЗАО "Росар" и ЗАО "Саранская пивоваренная компания".

    Сейчас в пивной промышленности работает около 300 предприятий различной мощности, однако более половины всего пива делают 10% производств. Позиции крупных заводов все более усиливаются за счет снижения доли импортного пива и завоевания региональных рынков. В середине 90-х годов доля импортного пива достигала 40%, к концу 1998 года доля импорта снизилась до 2-3% рынка и продолжала сокращаться, что объясняется постоянным ростом числа западных марок, производимых по лицензии. По словам Мамонтова, в настоящее время доля импортного пива не превышает 1,5-2% рынка.

    Как утверждают пивовары, Россия — один из наиболее перспективных и привлекательных рынков в мире. Большинство крупных пивных холдингов, работающих в России, продолжают строить новые заводы, покупать предприятия и увеличивать производство. Например, датская компания Carlsberg — владелец 50% акций пивоваренного холдинга ВВН — объявила, что построит в Восточной Сибири новый завод. Стоимость проекта составляет $50 млн, завод должен войти в строй в 2003 году. "Очаково" в первой половине 2003 года планирует ввести в строй три завода, общая стоимость которых составляет почти $150 млн. На первый квартал будущего года намечен пуск завода стоимостью $100 млн в Пензе.

    Высокие стандарты качества пива требуют от компаний покупки дорогостоящего современного оборудования. "Балтика", по словам Никонова, в этом году собирается инвестировать в развитие компании около $150 млн. На перевооружение производства необходимы средства, которых нет у малых и средних заводов. Небольшие и средние компании вынуждены будут продавать свои производственные мощности и права на брэнды лидерам рынка.

    Источник: Рынок продуктов питания