12.07.2002
УАЗ погнался за "Газелью"

Конкуренция между новыми российскими автопромышленниками обостряется. К концу года компания "Северсталь-Авто", владеющая Ульяновским автозаводом (УАЗ) , обещает выбрать иностранного партнера по выпуску новой модели грузовика, который будет конкурентом знаменитой газовской "Газели". Сейчас переговоры по этому проекту ведутся с японской Isuzu Motors Ltd.
Годовой оборот Isuzu Motors Ltd. в 2001 г. составил $12 млрд. Компания производит джипы, легкие, средние и тяжелые грузовики. В 2001 г. Isuzu выпустила 355 000 автомобилей, 277 000 из них экспортировала. Специализацией компании являются легкие коммерческие грузовики. Несколько лет назад 49% акций Isuzu купила американская General Motors. Одной из причин сделки стали финансовые трудности японской компании.

Как рассказал "Ведомостям" Такаюки Ябумото, заместитель руководителя московского представительства компании Nissho Iwai Corp. (она представляет Isuzu в России) , "Северсталь" предложила Isuzu обсудить перспективы сотрудничества еще в прошлом году. По словам Ябумото, отвечающего за ход переговоров с "Северсталью", стороны обсуждают возможность выпуска легкого грузовика грузоподъемностью 3 - 4 т. "Сейчас эта ниша в России почти свободна: никто не выпускает таких грузовиков для нужд частных предпринимателей, ресторанов. И "Северсталь" хочет ее занять, - говорит Ябумото. - Сейчас только "Газели" способны удовлетворить спрос на подробные машины". По его словам, УАЗ может купить право на производство самой популярной в Японии модели Elf и собирать эти машины с использованием японских комплектующих. Есть и другие варианты: партнеры могут разработать совместную модель или же провести модификацию нынешних моделей УАЗа. Но о совместном производстве и создании СП речи не идет.

Пресс-секретарь "Северсталь-Авто" Станислав Павлов подтвердил "Ведомостям", что в ходе переговоров обсуждаются все эти варианты. "Однако пока окончательного решения нет: мы ведем переговоры и с другими компаниями, и не очевидно, что партнером станет именно Isuzu", - говорит Павлов. По его словам, выбор партнера будет сделан к концу года. Однако он отметил, что "Северсталь-Авто" и Isuzu очень похожи: "И мы, и они занимаемся выпуском двигателей, коммерческих автомобилей и внедорожников". Однако Isuzu в России свои грузовики не продает. "Наверное, коммерческие автомобили получаются слишком дорогими после растаможки и прочих налогов, и чистый импорт не имеет смысла", - считает Павлов.

Аналитики затрудняются оценить, сколько времени и средств потребуется "Северстали" и Isuzu для запуска проекта. "Это зависит от формы сотрудничества, которую они выберут, - считает аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова. - Если будет куплена лицензия на готовую модель, результат появится быстрее, к тому же будет обеспечен контроль за качеством. Но перспективнее разработать новую модель вместе: в этом случае "Северсталь" получит доступ к зарубежным технологиям и потом сможет использовать эти наработки для собственных моделей". Сахнова отмечает, что сейчас доминирующее положение на рынке грузовиков занимает ГАЗ, на долю которого приходится около 75%. Потребность рынка в легких грузовиках аналитик оценивает в 140 000 машин в год.

По мнению аналитика компании "Тройка Диалог " Андрея Кормилицына, в этом сегменте сейчас представлены по сути только "Бычки" и газовский "Валдай", массовое производство которого начнется лишь через несколько лет. "Если новая машина будет представлять собой больше городской грузовик, а не off-road, традиционный для УАЗа, то конкуренция между УАЗом и ГАЗом в этом сегменте будет высока", - говорит Кормилицын.

Владимир Зеленцов, начальник управления общественных связей холдинга "Руспромавто", контролирующего ГАЗ, говорит: "Нас, конечно, беспокоит усиление конкуренции, мы будем бороться". Он напоминает, что в рамках сотрудничества с Iveco - грузовым подразделением FIAT - "Руспромавто" также планирует наладить выпуск таких грузовиков.

Источник: Ведомости