16.07.2002
Новая покупка Pfizer

Фармацевтический гигант Pfizer покупает компанию Pharmacia за $60 млрд. Тем самым Pfizer - уже сейчас крупнейший в мире игрок своего сектора - получает доступ к одной из "жемчужин" фармацевтической индустрии - препарату для лечения артрита "Целебрекс".
О сделке было официально объявлено в понедельник. Ее результатом стало появление на фармацевтическом рынке компании-монстра с доходом более $48 млрд и бюджетом на исследования и разработки, превышающим $7 млрд. Новая компания становится по уровню доходов безусловным лидером фармацевтики в любом крупном регионе, оставляя далеко позади всех конкурентов.

Смелость компании, решившейся на такую сделку, несмотря на трудности сегодняшнего фондового рынка, вызывает у аналитиков удивление. Скандалы с бухгалтерской отчетностью, падение цен на акции и общая атмосфера экономической нестабильности удерживают компании от заключения судьбоносных сделок. Некоторые крупные слияния (например, AOL - Time Warner) подверглись резкой критике со стороны инвесторов.

По условиям сделки Pharmacia вернется к ранее обнародованным планам передать остающиеся у нее 84% Monsanto ее нынешним акционерам. После этого Pharmacia получит на каждую свою акцию по 1,4 акции Pfizer.

Сейчас Pfizer обладает лицензией на производство ряда популярных лекарств, включая сердечно-сосудистые препараты "Липитор" и "Норваск", антибиотик "Цитромакс" и антиэпилептическое лекарство "Нейронтин". Помимо прав на производство препарата "Целебрекс", сделка предоставит в распоряжение компании такие известные лекарства Pharmacia, как "Ксалатан" (против глаукомы) и "Камптосар" (против рака).

Источники, близкие к ситуации, считают, что сделка не встретит особых возражений со стороны антимонопольных органов, поскольку по ассортименту продукции компании занимают в основном разные рыночные ниши. Кроме того, доля Pfizer на мировом фармацевтическом рынке (сегодня составляющая 8% ) вырастет всего лишь до 11%.

Два года назад Pfizer совершила похожую сделку по приобретению другого своего партнера - Warner-Lambert. Сделка стоимостью $115 млрд дала Pfizer контроль над производством препарата "Липитор", снижающего уровень холестерина в крови. Нынешнюю сделку можно считать детищем гендиректора Pfizer Генри Маккиннелла, который надеется, что Pharmacia принесет его компании не меньший успех.

В России обе компании занимают достаточно сильные позиции на рынке. Информацию о своих оборотах на отечественном рынке они не раскрывают, однако, по данным центра маркетинговых исследований "Фармэксперт", Pharmacia по объему продаж входит в первую двадцатку, а Pfizer - в первую десятку при том, что всего в России имеют офисы более 200 иностранных компаний. "Ударный" препарат Pfizer "Виагра" продается в России на сумму около $5 млн в год.

Как сообщил "Ведомостям" директор по развитию бизнеса и внешним связям российского представительства Pfizer Александр Шибаев, подтверждение о заключении сделки пришло только вчера. Решение о дальнейшей судьбе российских офисов Pfizer и Pharmacia будет приниматься в Нью-Йорке. Единственное, что можно сказать уже сейчас, отметил Шибаев, это то, что будут еще активнее развиваться совместные программы двух компаний, например такие, как продвижение препарата от артрита "Целебрекс".

По словам информированного источника в Pfizer, российские офисы двух компаний будут слиты и перейдут под единое управление. Однако направления работы двух компаний практически не пересекаются и хорошо дополняют друг друга, поэтому о закрытии каких-либо направлений речи пока не идет.



Источник: Ведомости