18.07.2002
Машины в Европе подешевеют после введения новых правил торговли

БРЮССЕЛЬ - В среду Европейская комиссия одобрила новые правила, регламентирующие розничную продажу автомобилей. Ожидается, что изменения обеспечат покупателям более широкий выбор и приведут к снижению цен, хотя масштабы этого снижения трудно спрогнозировать.
Дебаты по поводу новых правил длились несколько лет, против проекта активно выступали ведущие европейские автомобилестроители. Реальные выгоды от введения новшеств пока неочевидны. По замыслу Еврокомиссии, результатом изменения порядка розничной торговли может стать не только снижение цен, но и повышение качества сервиса. Число европейских автодилеров, скорее всего, сократится, тех, кто сумеет сохранить бизнес, ждет укрупнение, при этом прибыльность торговли автомобилями снизится.

"Розничных торговцев ждет встряска, в которой они сильно нуждаются", - считает Стивен Читэм, аналитик из компании Sanford C. Bernstein. В течение 17 лет в Европе действовал принцип "группового изъятия" (block exemption) , предоставлявший автомобилестроителям широкие полномочия в установлении собственных порядков розничной продажи. Производители диктовали своим дилерам условия, закрепляя за ними определенные территории и зачастую запрещая продавать продукцию других компаний. Эти правила препятствовали развитию конкуренции в области сервиса и поставки запчастей.

Новые правила, одобренные Еврокомиссией, должны вступить в силу до октября 2004 г. После этого автодилеры получат большую свободу в выборе вендоров и в развитии бизнеса на любой подходящей территории. Производители при этом уже не смогут столь жестко контролировать продажу запчастей и ремонтный бизнес. Конкуренция между дилерами усилится, им придется больше внимания уделять технической поддержке, что позволит покупателям сэкономить как на покупке комплектующих, так и на ремонте. "В ближайшей перспективе изменения не будут заметными, но в дальнейшем покупки и техобслуживание будут обходиться клиентам гораздо дешевле", - говорит Джон Уормолд, аналитик из компании Autopolis.

Возражая против отмены "групповых изъятий", автомобилестроители указывают, что низкая прибыльность их бизнеса не позволяет снижать цены, поскольку автомобили и так в течение ряда лет ежегодно дешевели на 2%. Но Еврокомиссия стоит на своем, добиваясь существенной рационализации дистрибьюторских сетей.

По мнению многих представителей автомобильной отрасли, в ряде стран, скажем в Дании или Греции, где действуют высокие налоги на новые машины, новые правила приведут к резкому повышению цен. Устанавливаемые производителями для дилеров цены на некоторые модели, например Renault, уже выросли в Дании с 1 июля на 6,5%.

Европейские производители сейчас находятся в разных условиях. У переживающих трудные времена Adam Opel и Fiat практически нет резерва для дальнейшего снижения цен, в то время как у более успешных BMW и Peugeot Citroen возможности для ценового маневра есть. По мнению Стивена Читэма, в автомобильной отрасли должен восторжествовать фундаментальный принцип. "Если компания способна производить автомобили, которые нравятся покупателям, у нее будет определенная свобода для маневра с ценами", - считает этот аналитик.



Источник: Ведомости