18.07.2002
Россияне не стремятся за рубеж

Российские туроператоры этим летом переоценили спрос на свои услуги. В итоге на рынке невиданно много горящих путевок на столь популярные в прошлые годы направления, как Испания и Болгария. Средняя загрузка чартеров на этих направлениях - 50 - 70% , хотя еще в прошлом году самолеты были набиты битком.
В прошлом году турфирмы после 10 июля практически перестали предлагать горящие путевки, а в этом году до сих пор есть большой выбор различных спецпредложений, заявила "Ведомостям" Галина Поневаж, заместитель гендиректора справочной службы Российской ассоциации турагентств (РАТА). Эксперты отмечают, что горят такие любимые туристами направления, как Испания, Болгария и Кипр. По мнению Поневаж, многие компании, не проанализировав спрос и не проведя никакого маркетинга, "заложились" на слишком большие объемы перевозок в этих направлениях. А спрос по сравнению с прошлым годом не только не вырос, но и даже немного снизился.

Например, компания KrasAir за весь 2001 г. выполнила 473 чартерных рейса, а только на летнюю программу этого года запланировано около 550. По данным Поневаж, средняя загрузка бортов на таких направлениях 50 - 70%. Пресс-секретарь KrasAir Светлана Володина подтверждает, что у туроператоров "есть проблема с загрузкой" чартеров. У авиакомпании "Атлант-союз", по мнению заместителя гендиректора Олега Колтунова, средняя загрузка составляет около 80%. "Количество бортов, которое сейчас есть на рынке, не выбирается", - говорит он. Это при том, что раньше загрузка чартера традиционно приближалась к 100%.

Гендиректор чартерной авиакомпании AJT Хаджимурат Халимов придерживается мнения, что поток туристов в этом году снизился примерно на 20% по сравнению с прошлым годом. По его словам, в 2002 г. его компания отменяла рейсы даже в Турцию. Хотя крупный оператор на этом направлении - компания "ТЭЗ Тур" утверждает, что поток туристов в эту страну по сравнению с прошлым годом увеличился.

Эксперты выдвигают самые разные предположения о причинах спада. Поневаж предполагает, что свою роль могли сыграть длинные майские каникулы: многие успели съездить куда-нибудь на пару недель. Интерес к Болгарии понизился в связи с тем, что в стране прошла масштабная реконструкция отелей, в результате которой двухзвездочных гостиниц, которые так любят российские туристы, практически не осталось, считает эксперт информационной службы "Банко". А отдых в новых 3 - 4-звездных отелях стоит дороже, чем привыкли платить россияне. Кроме того, Болгария в октябре прошлого года ввела визовый режим, что является проблемой для российских туристов, многие из которых привыкли принимать о поездке решение за несколько дней до вылета. Причиной спада потока в Испанию называют запрет на полеты в эту страну самолетов Ил-86.

Президент компании "Натали-Турс" Владимир Воробьев считает, что с мая поток туристов в Испанию уменьшился на 10 - 15%. По его мнению, туристы, привыкнув к комфортабельным "илам", не желают пересаживаться на более тесные Ту-154 и "боинги" и переориентируются на те направления, куда летают "илы". При этом Воробьев не согласен с общей тенденцией снижения спроса. Он уверен, что в целом ситуация этого лета полностью повторяет картину прошлого года.

По его словам, середина июля - традиционно низкий сезон и основной спрос придется на период с 10 августа по конец сентября. Он уверен, что на Испанию цены существенно падать не будут. По его словам, в среде туроператоров обсуждается возможность повышения цен на европейские направления в связи с ростом курса евро. А сотрудник крупной компании "Инна-Тур" считает, что говорить о снижении спроса нельзя. "Просто он не вырос с прошлого года, вот и все", - уточняет он.

Начальник департамента туризма Минэкономразвития Натэла Шенгелия считает, что спрос на зарубежные поездки действительно уменьшился и связано это с ростом популярности внутреннего туризма. По ее словам, большинство российских домов отдыха на курортах заполнены почти на 100%. Рост интереса к отдыху в России Шенгелия связывает с существенным улучшением туристической инфраструктуры: в южных городах наблюдается инвестиционный бум строительства гостиниц и развлекательных комплексов. Причем, отмечает она, растет интерес не только к южному побережью, но и к нетрадиционным для туристов районам, например к Поволжью. Так, под Астраханью за год появилось 14 новых гостиниц-дебаркадеров.

Источник: Ведомости