22.07.2002
Повременке дан зеленый свет

таблицы и графики

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) готово утверждать тарифы на повременку. В начале июля ведомство зарегистрировало в Минюсте методику для их расчета. Работающие в 37 российских регионах дочерние операторы "Связьинвеста" ждут согласия МАПа на введение поминутной оплаты разговоров уже в этом году.

Повременный учет стоимости телефонных разговоров региональные операторы связи начали вводить восемь лет назад. Сейчас повременка работает примерно в 200 населенных пунктах. В основном это небольшие города и поселки. Всего повременкой охвачено около 10% абонентов региональных операторов связи. Остальная часть населения платит ежемесячно фиксированную абонплату, которую утверждает операторам МАП. Размер абонплаты в зависимости от региона варьируется от 60 руб. до 130 руб.

О планах масштабного введения повременки в 2002 г. руководство "Связьинвеста" объявило еще два года назад. Однако сразу же возник вопрос, как регулировать поминутные тарифы. Ведь до сих пор МАП утверждал операторам связи только фиксированную ежемесячную абонплату за телефон. И вот лед тронулся. В начале июля МАП зарегистрировал в Минюсте новую методику, по которой должен устанавливаться порядок цен при новой системе расчетов. Методика предусматривает постоянную составляющую - 60% от существующей абонплаты - и оплату минуты разговора, которая рассчитывается следующим образом: оставшаяся часть абонплаты делится на среднюю продолжительность разговоров от одного квартирного абонента. Для льготных категорий абонентов методика предусматривает 50% -ную скидку на постоянную составляющую. Надо отметить, что во время разработки документа "Связьинвест" был не во всем согласен с МАПом. Например, холдинг предлагал сделать постоянную составляющую несколько меньше - 30 - 40%.

Теперь дело за самими операторами связи. Скорость внедрения повременки сейчас в основном зависит от их технической готовности к переходу на повременный учет. Ведь для такого рода расчетов с абонентами большинство телефонных станций необходимо снабдить специальным оборудованием, а также установить дорогостоящие биллинговые системы.

По оценкам специалистов "Старткома" (компании, созданной "Связьинвестом" для изучения рынка биллинговых систем и других новых технологий) , для установки качественных биллинговых систем всем операторам связи необходимо около $100 млн.

Между тем половина операторов уже готова перейти на повременку. "До конца этого года дочерние компании "Связьинвеста" планируют ввести повременный учет стоимости телефонных разговоров для всех категорий абонентов в 37 российских регионах, - сообщил директор департамента экономической и тарифной политики "Связьинвеста" Станислав Авдиянц. - Сейчас большинство операторов связи в этих регионах подали все необходимые документы в МАП".

Компании торопятся ввести повременку не из прихоти. Она позволит им вести учет трафика и на основе полученных результатов более рационально строить сети. Например, не тратить инвестиционные средства на межстанционные уплотнения, где трафик и так невелик, отметил Авдиянц.

Кроме этого, повременка кажется и "Связьинвесту", и аналитикам более справедливой с точки зрения абонентов, чем нынешняя система. "Это более правильная форма оплаты, когда говорящий много минут за них и платит, а не когда это бремя распределено на всех", - утверждает аналитик "Тройки Диалог" Евгений Голосной.

Правда, с этим согласны далеко не все. Планы Московской городской телефонной сети (МГТС) перейти в этом году на повременную систему оплаты встретили противодействие столичных властей. Более того, правительство Москвы договорилось с основным акционером московского оператора - АФК "Система" ( "Связьинвест" владеет только 28% акций МГТС) об отмене этой акции. Позиция властей такова: население не готово пока переплачивать за телефон.

Между тем аналитики приветствуют введение повременки. "Поначалу доходы компаний будут падать, потому что население инстинктивно станет меньше общаться. Но потом повременка станет реальным шансом выигрывать от улучшающегося экономического положения в стране, т. е. когда абоненты будут готовы говорить больше", - считает аналитик "Ренессанс Капитала" Вячеслав Николаев.

Источник: Ведомости