25.07.2002
Next из Нижнего Новгорода. Четверть продукции российских швей продается за рубежом

Недавно одна из сотрудниц "Ведомостей" купила в лондонском магазине симпатичный костюм марки Next. А по возвращении в Москву обнаружила на нем этикетку "Made in Russia". Оказалось, сшито изделие в Нижнем Новгороде. Четверть продукции российских швей продается за рубежом под самыми известными брэндами. По официальным данным, объем заказов западных компаний нашим швейным предприятиям достиг в прошлом году $120 млн.
"Сохранить сегодня в России предприятие с численностью рабочих более 1000 человек без западных заказов невозможно", - утверждает Владимир Торшин, гендиректор одной из крупнейших фабрик - "Липчанки", 80% продукции которой производится на давальческой основе для иностранных компаний.

Если, например, Adidas-Salomon и Reebok шьют на фабриках России и Белоруссии продукцию, предназначенную для продажи в странах бывшего СССР, то другие компании продают одежду российского производства в магазинах Европы и США. Нижегородский "Маяк" шьет для Next, "Липчанка", как и брянский "Элегант", для североамериканской Harve Bernard, а на питерской "Первомайской заре" уже больше пяти лет выпускают брюки, юбки и платья под маркой Marina Rinaldi, принадлежащей итальянскому холдингу MaxMara Fashion Group.

Последний факт просто поразил одного из менеджеров компании "Восток и Запад" (марка Bosco di Ciliegi) , владеющей сетью бутиков MaxMara в Москве и регионах. "Не может питерская фабрика, даже самая прогрессивная, шить одежду для столь знаковой марки, символа итальянского pret-a-porter", - удивлялась она.

Руководитель службы внешнеэкономической деятельности "Первомайской зари" Ирина Соколова сообщила, что с этого года "Заря" начала шить блузки еще и для известной немецкой марки Gerry Weber. В общей сложности на экспорт идет 10% изделий предприятия.

Вадим Шевелев, вице-президент холдинга "Русский текстиль", которому с весны принадлежит фабрика "Элегант" в Брянской области, рассказывает, что среди стран, где выполняются заказы иностранных модных домов, существует своеобразное разделение труда. В России в основном шьют брюки, пальто, деловые костюмы, прежде всего из шерстяных тканей. А Пакистан, например, специализируется на изделиях из хлопка. "Связано это с тем, что в России высока квалификация швей и есть сырье. Русское сукно всегда ценилось на рынке, и сейчас, например, часто шерстяные ткани даже в Италии делаются из российского сурового полотна", - говорит Шевелев.

Западные компании о своих российских партнерах предпочитают не распространяться. Представители Next и Harve Bernard отказались от комментариев, сославшись на коммерческую тайну. Сотрудник российского представительства Adidas сказал, что его компания не называет фабрик, на которых размещает заказы, опасаясь, что на эти предприятия обратят внимание конкуренты. По словам Шевелева, западные компании нечасто меняют своих российских партнеров, потому что подходят к их поиску очень осторожно - этот процесс занимает не менее полугода. "Заказы крупных предприятий на соответствующем уровне могут выполнять только крупные швейные предприятия, обладающие современным оборудованием и большими производственными мощностями", - говорит он.

Сотрудничество с Россией выгодно для западных производителей одежды: зарплата швеи здесь - $50 - 150 в месяц, тогда как в Турции - $250, а в Португалии - и все $800. А вот россияне утверждают, что больших денег на западных заказах не делают. "Мы работаем "по нулям" и вынуждены выполнять заказы за копеечную зарплату, только чтобы сохранить производство, потому что на российском рынке мы достаточное количество продукции не продаем", - сказал "Ведомостям" менеджер питерской фабрики "Рассвет", делающей спецодежду для западных компаний, названия которых на фабрике не раскрывают. Здесь, как и на других предприятиях, винят в своих проблемах китайцев, заваливших Россию дешевой продукцией.

Впрочем, "продвинутые" швейники говорят, что выгода от работы на давальческой основе - не всегда материальная. "Мы занимаемся этим только для того, чтобы уровень технологии и культуры производства у нас соответствовал европейскому", - утверждает Марина Литвинова, директор московского представительства петербургской фабрики ФОСП, которая шьет по заказам неназываемых немецких компаний мужские костюмы.

Амбиции таких производителей простираются гораздо дальше пошива одежды по чужим лекалам. ФОСП собирается в 2003 г. выходить на международный рынок с мужскими костюмами под своей маркой "Онегин". "Первомайская заря", которой иностранные заказы принесли в I квартале этого года $5 млн из общего оборота в $23 млн, с 1997 г. продает в Скандинавию продукцию своего СП со шведской компанией Kurt Kellermann. Иностранцы, кстати, опасаются конкуренции со стороны российских партнеров. Соколова рассказала, что заказчики никогда не размещают на предприятии полный комплект, например, костюма - чтобы партнер не стал делать такой же под своей маркой.

Источник: Ведомости