26.07.2002
Пропали акции "Сбербанка". Московский жировой комбинат считает, что их прозевал регистратор

Как стало известно "Ведомостям", Московский жировой комбинат (МЖК) лишился 0,03% акций Сбербанка на сумму свыше $1 млн. Представители МЖК утверждают, что акции украли, и обвиняют в халатности регистратора Сбербанка - компанию "Статус".
МЖК до недавнего времени владел 6549 акциями Сбербанка (0,03% голосующих акций). Перед годовым собранием акционеров Сбербанка руководство комбината решило оформить доверенность на голосование этими бумагами и с удивлением узнало, что они больше не принадлежат МЖК. Обратившись в регистратор Сбербанка "Статус", менеджеры комбината выяснили, что 16 апреля 2002 г. акции были списаны с лицевого счета МЖК и зачислены на счет ООО "Бертист". Основанием для этой операции послужил договор купли-продажи между "Бертистом" и МЖК от 12 апреля. По словам заместителя гендиректора комбината Аксентия Онопенко, его компания этого договора не заключала. "Все документы, на основе которых была совершена сделка, являются поддельными", - заявил Онопенко "Ведомостям".

МЖК обратился в ОБЭП с просьбой возбудить уголовное дело по факту хищения ценных бумаг, и 18 мая следственное управление ЦАО Москвы начало расследование. Кроме того, МЖК подал иск в суд с требованием признать сделку с "Бертистом" недействительной.

Следователь Елена Борисоглебская, ведущая дело МЖК, отказалась от комментариев до окончания следствия. Однако другой сотрудник следственного управления ЦАО рассказал "Ведомостям", что подозреваемых как минимум двое, один из них уже задержан и находится в следственном изоляторе. По словам сотрудника следственного управления, в "Статусе" уже не первый раз пропадают акции Сбербанка. Около полугода назад один из акционеров "Сбера" также стал жертвой мошенников, но тогда удалось быстро задержать преступников и вернуть похищенные акции. "Работники "Статуса" в прошлый раз очень выручили следствие своими оперативными действиями", - вспоминает собеседник "Ведомостей".

А вот в случае с МЖК дело, похоже, затягивается. "Находящийся в изоляторе подозреваемый, по-видимому, является не более чем простым исполнителем, и установить организаторов операции будет непросто, как и найти похищенный пакет акций, который уже распродан другим подставным фирмам мелкими порциями", - говорит сотрудник следственного управления ЦАО.

Рыночная стоимость похищенных у МЖК бумаг в середине апреля составляла $1,03 млн. Лишившись значительной по меркам своего бизнеса суммы, МЖК был вынужден свернуть программу технического перевооружения и сократить размер дивидендов по собственным акциям, говорится в письме гендиректора МЖК Михаила Азнаурьяна президенту Сбербанка Андрею Казьмину. Это письмо имеется в распоряжении "Ведомостей". Азнаурьян просит Казьмина рассмотреть вопрос о доверии реестродержателю и провести расследование его действий. "Мы не первые, у кого украли акции в этом депозитарии, - объясняет позицию МЖК Онопенко. - К тому же работники депозитария даже не уведомили нас по телефону о сделке". По словам Онопенко, МЖК предлагал "Статусу" возместить ущерб, но регистратор отказался.

В самом "Статусе" от комментариев категорически отказались. А другие регистраторы считают, что их коллеги ни в чем не виноваты. "С юридической точки зрения претензий к ним быть не может", - говорит гендиректор регистратора "НИКойл" Максим Калинин. Он отмечает, что мошенничества, подобные афере с акциями Сбербанка, - обычное дело, и приводит пример из собственного опыта: "Нам прислали по почте нотариально заверенную анкету владельца. В ней вроде все было в порядке, но мы проверили ее - и она оказалась фальшивой. Потом пришло передаточное распоряжение. Мы ради интереса позвонили по указанным телефонам, и нам все подтвердили, что владелец акций их продал".

Калинин видит выход в особо пристальном отношении к крупным и важным сделкам, совершаемым по доверенности, в особенности если такие сделки позволяют кому-то довести свой пакет акций до контрольного или блокирующего. "По доверенности такие пакеты редко продаются, и мы стараемся проверять такие сделки", - говорит Калинин.

НЕ ВПЕРВОЙ.

В начале 2000 г. компания "Росгазификация" неожиданно обнаружила, что больше не является владельцем 50 млн (0,2% ) акций "Газпрома". Бумаги, стоившие тогда 500 млн руб. , были переведены в номинальное держание ДРС, депозитария Московской фондовой биржи, а оттуда проданы нескольким фирмам. Сделки совершались от имени руководства "Росгазификации", которое заявило, что не имеет к ним отношения, и обратилось в Генпрокуратуру. Было возбуждено уголовное дело о хищении акций. Следствие установило, что подписи гендиректора "Росгазификации" на документах, по которым акции переведены в ДРС, были подделаны. Установили и личность человека, который по доверенности оформлял сделки, но его розыск не дал результатов. "Росгазификация" попыталась взыскать ущерб с реестродержателя "Газпрома" - компании "СР-Драга". Таких денег у регистратора не было, но "Росгазификация" надеялась получить их у владельца и главного клиента "СР-Драги" - "Газпрома". Суды первой и второй инстанций удовлетворили иск "Росгазификации", но кассационная инстанция его отклонила. Сейчас, по словам заместителя гендиректора "Росгазификации" Ашрафа Фаттахова, компания готовится оспорить это решение в Высшем арбитражном суде.

Источник: Ведомости