29.07.2002
Рекламные щиты стали боевыми

На минувшей педеле новым куратором московского рынка наружной рекламы был назначен первый заместитель мэра Петр Аксенов. Как удалось выяснить "Известиям", мэр дал поручение Аксенову в кратчайший срок навести порядок на рекламном рынке столицы. И, в частности, в центре города - весь июль в Пресненском районе Москвы происходят ночные схватки вокруг рекламных щитов, установленных на оживленных улицах. Война идет между районной управой и городским управлением по наружной рекламе.

По разрешению Пресненской управы одна из коммерческих фирм разместила в районе более 50 щитов (их можно узнать по оранжевым "ногам"). Это стало вызовом городскому рекламному управлению, которое до сих пор являлось единственным органом, дававшим разрешение на установку рекламных щитов.

С периодичностью раз в неделю щиты на оранжевых стойках пытается снять городская экологическая милиция - как правило, под предлогом охраны газона. Дело обычно происходит ночью, и на защиту собственности привычно выезжают хозяин щита, милиция и в качестве поддержки - советник управы, обладающий неприкосновенностью.

- Попытки изъять чужую собственность антиконституционны, - считает глава Пресненской управы Александр Краснов. - Если уж люди вынуждены смотреть на щиты, то пусть они получат за это деньги в виде поступлений от налогов в районный бюджет. Наши фирмы заключают договора "по-белому", то есть в них указан срок начала и окончания размещения рекламы на щите, и в этом принципиальное отличие от того, как работает город. Одна треть от налога на рекламу остается управе, две трети идет Москве.

- Дело даже не в заключении "белых" договоров, а в полномочиях, - прокомментировал "Известиям" ситуацию на рекламном рынке Роман Дубинин, гендиректор одной из крупнейших рекламных фирм "Никэ". - С нового года в Москве действует новый порядок выдачи разрешений на размещение рекламных щитов. В законе о рекламе сказано, что выдачей разрешений занимаются органы местного самоуправления. До 2002 года этим органом была Москва в лице управления по делам наружной рекламы. Теперь теоретически выдавать разрешения должны местные управы. На практике они только автоматически визируют выданные управлением разрешения, а воспользоваться своей властью пока решилась только управа Красной Пресни. Если на конфликт с управлением и рекламными фирмами пойдут и другие управы, работать нам станет почти невозможно - в Москве 126 управ, а у нас около 1000 щитов по всему городу. Заключать договора с каждой управой будет тяжело. От Петра Аксенова мы ждем выработки нормального механизма деятельности рекламных фирм, хотя на кардинальные преобразования рассчитывать не стоит - сначала наверняка будет период тотального контроля, проверок и ужесточения и только потом нормальная работа.

Некоторую нервозность в общую обстановку вносят и конкуренты - цены на размещение наружной рекламы в Москве уже достигли максимального докризисного уровня, при этом по решению городских властей объем рекламы в городе решено сократить. Замначальника управления по наружной рекламе Павел Шмидт подтвердил "Известиям", что до конца года планируется уменьшить количество наружной рекламы в Москве на 20%.

- Цены на рекламу растут из-за несоответствия спроса и предложения, - считает Роман Дубинин. - Спрос на "наружку" растет, а предложение мы вынуждены даже снижать. Поэтому московский рекламный рынок становится крайне привлекательным для зарубежных компаний, которые постепенно поглощают российские фирмы. Основная экспансия исходит пока от Руперта Мэрдока, который через приобретенные российские фирмы (например, News Outdoor или АПР) контролирует сегодня до половины рынка рекламы в городе.

- Наша компания действительно активно развивается, сейчас мы участвуем в тендере на размещение наружной рекламы в московском метро, - сообщил "Известиям" руководитель медиа-группы "АПР-Оптимум-Медиа" Алексей Смирнов. - Иностранным фирмам на московском рынке проще работать по закону, вся бухгалтерия у нас "белая", и договора с клиентами и управлением мы заключаем официально и в полном объеме.

Так что очень возможно, что пока власти столицы будут разрабатывать новые правила игры, разбираться с полномочиями и денежными потоками, а российские операторы - бороться друг с другом за оставшийся кусок рекламного пирога, этот пирог целиком возьмут под свой контроль иностранные компании. А поскольку иностранцы с их "белой" бухгалтерией налоги в бюджет города и так платят исправно, исчезнет главный предмет борьбы за московскую рекламу: нигде не учтенный поток наличных, которым рекламные фирмы расплачиваются сегодня с городскими чиновниками в обход налоговых законов. Тогда московскому правительству останется только решить, куда направлять официально поступившие налоги, и усмирить особо "самостийных" районных начальников.

Источник: Известия