29.07.2002
Битва дискаунтеров разворачивается на берегах Невы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Северная столица в ближайшем будущем может стать ареной жесткой конкуренции между розничными сетями наиболее дешевого формата - дискаунтерами. В этом году освоением петербургского рынка занялась крупнейшая в России розничная сеть "Магнит". В ответ петербургская "Пятерочка", и без того состоящая из недорогих супермаркетов, приступила к развитию сети "Карусель", предназначенной для людей, привыкших делать покупки на мелкооптовых рынках.
С начала нынешнего года краснодарская компания "Тандер" - владелец крупнейшей в России сети дискаунтеров "Магнит" - открыла в Северной столице пять магазинов. По словам источника, близкого к руководству "Тандера", до конца года число петербургских "Магнитов" будет "значительно увеличено". Одновременно совершенно новую сеть дискаунтеров "Карусель" начала создавать в Петербурге "Пятерочка".

Компания "Тандер" основана в Краснодаре в 1994 г. Первоначально компания занималась оптовой торговлей парфюмерией, косметикой и бытовой химией, затем была создана розничная сеть под маркой "Магнит". В настоящее время у "Тандера" около 250 магазинов в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Сочи, Саратове и других городах юга России, сеть дискаунтеров "Нестеровский" в Москве. Оборот группы в 2001 г. составил более $170 млн.

В сеть "Пятерочка" (главный акционер - петербургская компания "Агроторг ") входит 73 дискаунтера в Санкт-Петербурге и 36 - в Москве. Оборот сети в прошлом году составил $212 млн. Согласно планам владельцев в этом году оборот должен достичь $400 млн.

"Карусель" будет управляться компанией, дружественной владельцам "Пятерочки", сообщил "Ведомостям" вице-президент сети "Пятерочка" по коммуникациям Феликс Стетой. О намерениях развернуть новую сеть демократичных торговых точек представители "Пятерочки" впервые объявили месяц назад. В первый магазин новой сети площадью 2500 кв. м планировалось инвестировать около $300 000.

Торговые площади "Магнитов" на порядок меньше, они составляют всего 200 - 300 кв. м. Ассортимент ограничивается 3000 наименований продуктов питания, товаров бытовой химии и товаров для дома.

В головном офисе "Тандера" в Краснодаре от комментариев относительно планов компании на петербургском рынке отказались, однако "Ведомостям" удалось выяснить, что инвестиции в развертывание петербургской сети "Магнит" довольно скромны. По словам источника, близкого к руководству компании, большинство торговых площадей "Тандер" арендует. По оценке директора отдела торговой недвижимости петербургского подразделения Colliers International Бориса Юшенкова, аренда пяти магазинов в спальных районах обходится компании примерно в $30 000 в месяц.

Начало петербургской экспансии "Магнита" вызвало обеспокоенность местных розничных сетей. "[Магазины "Магнит"] потенциально могут взять часть нашей аудитории. Вряд ли они выйдут на поле супер- или гипермаркетов, но мы, [а также] "Дикси" и "Копейка" почувствуем появление "Магнита", - заявил "Ведомостям" пресс-секретарь "Пятерочки" Сергей Москвин. Впрочем, руководитель одного из подразделений компании "Юнилэнд-Нева", которой принадлежит 20 дискаунтеров "Дикси", полагает, что усиление конкуренции произойдет не сразу.

Независимые аналитики считают, что усиление конкуренции в самом дешевом сегменте розничной торговли вполне закономерно. "В своем развитии российский ритейл со свистом проскочил такой этап, как формат "жесткого дискаунтера". Сейчас некоторые сети возвращаются к нему. Другой момент - приход западных сетей и возможная ценовая война. В конкурентной борьбе смогут выжить только крупные сети, добившиеся минимальных издержек", - говорит Олег Войцеховский, представитель программ Европейского торгового института (EHI) в России.

Источник: Ведомости