30.07.2002
В кризисах рекламный бизнес закаляется

Небольшой анализ современного рекламного рынка в беседе с корреспондентом FederalPost провел эксперт Росийской Ассоциации Рекламных Агентств Вице-президент Группы компаний MEDIA ARTS Вячеслав Черняховский

- Скажите, пожалуйста, как проявляет себя взаимосвязь между экономическими процессами и рекламным рынком? И в чем особеность этой взаимосвязи в нашей стране?



- Реклама – явление синкретное по сути, одна из маркетинговых коммуникаций, экономическая категория, своеобразный симбиоз предпринимательской деятельности и массовой культуры, активно воздействующая на социум, но в тоже время и отражающая то, что происходит в экономике и социуме. Успешная реклама – действенный инструмент маркетинга, оказывающий содействие товаропроизводителю в получении прибыли от реализации созданной им продукции/услуги или достижении коммерческого или общественного успеха.

С 1991 года в российской экономике не было отмечено каких-либо выдающихся достижений, соответственно, не отмечено достижений и в национальной рекламе. Главное – она существует, причем, по своим собственным понятиям. Отечественная реклама слабо структурирована, не обладает системой ценообразования, зато необычайно жизнеспособна и не похожа на рекламу других стран. Становление российской рекламы как области бизнеса находится в самом начале пути.

- Как ведет себя реклама в период экономических катаклизмов?

- В такие периоды падают расходы на рекламу товаров первой необходимости, они и так востребованы. Уменьшаются общие объемы ассигнований на рекламу. Как ни странно, поднимаются рекламные агентства, лучшие из них. Обострение конкуренции в период экономического катаклизма стимулирует рост качества рекламного творчества и привносит повышенную агрессивность в деятельность рекламных агентств. Кризисы служат для рекламного рынка своеобразным катарсисом, очищением. В период кризиса сильные агентства и рекламодатели становятся еще сильнее, а слабые, увы, уходят. Таковы законы бизнеса.

- Каков, по-Вашему, потенциал интернет-рекламы?

- Интернет-реклама дает результат, когда работает в комплексе интегрированных маркетинговых мероприятий, если она не является самоцелью. Она может сочетаться, например, с рекламой на радио или телевидении. Все зависит от конъюнктуры рынка, конкурентоспособности товара и средства рекламы. Только в этом случае рекламная кампания будет эффективна. В России процент пользователей Сети невелик относительно аудиторий традиционных СМИ – газет, журналов, радио, телевидения. Соответственно, рекламировать в Сети можно не все, а лишь то, что может найти спрос у пользователей. Кроме того, Интернет не является традиционным средством массовой информации, это своеобразная информационная и коммуникационная среда, состоящая из быстрорастущей сети компьютеров, принадлежащих юридическим и физическим лицам, использующим Сеть с самыми разными целями.

Зато в отличие от классических средств коммуникации Интернет, выступающий в роли средства размещения рекламы, может обеспечить как охват массовой аудитории, так и высокоточный, прицельный выход на конкретную целевую группу или даже единичного пользователя! При этом интернет-реклама может быть стремительной по скорости контакта с пользователем-потребителем рекламы (real-time speed contact) и получении от него обратной связи. У интернет-рекламы в России есть большой потенциал, но реализовать его можно будет тогда, когда в стране станет достаточное количество пользователей, когда повысится культура потребления возможностей Сети, а система оценки эффективности этого средства распространения рекламы будет проста, понятна каждому рекламодателю.

- Как Вы оценивате ситуацию с долларом и евро? Ваш прогноз...

- Доллар выкарабкается. Иначе просто быть не может. В нашей стране мы говорим «у.е.», подразумеваем «доллар США». Вся экономика привязана к доллару. Даже евро, молодая валюта, но котируется относительно доллара, также как и японская иена. У евро пока что нет истории, нет опыта выживания в условиях кризисов, финансовых потрясений. Для многих стран доллар выполняет роль резервной валюты, т.е. от его курса зависит их внешнеэкономическая деятельность и поддерживается национальная денежная единица.

- Вячеслав Степанович, как отразились экономические колебания последних недель на российском рекламном рынке? Я имею в виду повышение курса евро по отношению к курсу доллара, скандальные процессы в отношении крупных американских компании и т.д.

- Пока всё это никак не отразилось на российском рекламном рынке, он не до такой степени интегрирован в мировой рекламный рынок. Наоборот, в России, отмечается рост ассигнований на рекламу.

Источник: FederalPost