30.07.2002
Рынки захлебнулись. Бороться с некачественным ширпотребом невозможно

Волна некачественного ширпотреба под импортными лейблами захлестнула российские рынки. Страдания потребителя вкупе со страданиями отечественного легпрома стали национальным бедствием. При этом никакие запретительные меры, предпринимаемые правительством, ситуацию не меняют, а в большинстве своем имеют прямо противоположный эффект.

Все те же на манеже



По оценкам исследователей, 53% покупателей приобретают одежду и обувь на рынках. При этом их большая часть не стремится приобрести брендированный товар, 56% потребителей не знают вообще, одежду каких марок они покупают.

География ввоза низкокачественного ширпотреба традиционна. По всей стране рынки наводнили товары из Китая, Турции, Польши. Так, по проведенной госторгинспекцией Москвы в апреле этого года проверке только трех столичных рынков - Автозаводского, "АСТ" и "Коптево" - 70% всей обуви было забраковано. Из этого числа большую часть составляет китайская продукция, второе место занимает Турция и третье - Польша. Как сообщила "Известиям" Александра Андрунакиевич, исполнительный директор Российского союза кожевников, сейчас на рынке очень много обуви, которую можно носить недели две, не больше. "Обычно в начале зимы люди покупают дешевые китайские ботинки - рублей по 250-300, а после нового года начинают скупать качественную обувь. Качественный продукт практически не завозится, - считает г-жа Андрунакиевич. - Даже при стоимости пары туфель более 3 тысяч рублей качеству доверять не всегда можно. А прибыль на рынке неплохая - обувь продается в столице как минимум за 40 долларов, а ее средняя цена при ввозе через границу составляла в прошлом году 9 долларов, а в первом квартале 2002 года - 6,5".

Что же касается других товаров, то большая часть выявленного брака вообще не имеет какой-либо маркировки. При этом такая картина наблюдается не только в Москве, но и по всей стране. По мнению заместителя начальника управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей администрации Владимирской области Светланы Кудриной, "подавляющая часть брака просто никак не замаркирована, информация о производителе вообще отсутствует".

Как сообщили "Известиям" в госторгинспекции по Волгоградской области, из 2904 пар обуви только за первое полугодие 2002 года забраковано 79%, в том числе из 2522 пар обуви иностранного производства снято с реализации 83%, из 300 пар отечественного производства забракована каждая третья пара. Основные претензии к такой обуви - отсутствие достоверной информации об изготовителе, продажа без маркировочных ярлыков на индивидуальной упаковке, несоответствие товара требованиям безопасности, предъявление фальсифицированных сертификатов, наличие торговых марок только на коробках, которые не характеризуют конкретную страну-изготовителя. В торговых предприятиях продают обезличенную обувь - информация о странах-производителях представлена только на ценниках (как правило, там можно прочесть: Турция, Польша, Китай, Италия, Россия). Достоверность написанного проверить очень трудно из-за отсутствия маркировки на обуви и индивидуальной упаковке.

Россия в ведущей пятерке


В последнее время к трем лидерам ширпотреба прибавилась и сама Россия. Деятельность отечественных подпольных цехов процветает. В последние годы, как говорят сами торговцы с вещевых рынков, китайский товар можно продать только совсем уж небогатым или дремучим покупателям: стереотип "что угодно, только не китайское!" окреп окончательно. Однако место китайских бракоделов стали занимать отечественные. Как сказал "Известиям" заместитель начальника воронежской госторгинспекции Александр Малютин, жалоб от местных покупателей поступает примерно поровну - и на отечественных производителей, и на зарубежных. "Ситуация просто ужасная, - говорит Александр Малютин. - Как правило, брак гонят сомнительные обувные цеха, которые прячутся либо за известными марками, либо намекают на "Italian design", либо пишут на своей упаковке невесть что. Так, например, на рынках Воронежа можно было приобрести ботинки неизвестного происхождения, на коробке от которых красовалась надпись "Rcalo Pazolini" - вместо общеизвестного Carlo Pazolini".

По словам заместителя руководителя департамента Госторгинспекции РФ Галины Фонаревой, подпольные цеха могут действовать не только в столице, но и в приграничных городах. Совершая шоппинг на местных рынках, на вопрос "А это точно Польша?" зачастую можно услышать: "Да вы же понимаете, что вся Польша, которую тут продают, сшита в местном ателье".

На работу подпольных швейных и обувных цехов контролирующим органам повлиять очень сложно. "Мы можем выявить такой товар только по факту его реализации, - сообщила "Известиям" Галина Фонарева. - Остановить деятельность таких цехов непосредственно в процессе производства подделок нет никакой возможности". Если так, то фирме-нелегалу стоит только "в соответствии с законодательством" оформить документы на товар, и можно спокойно его продавать. "Дальнейшая работа подпольного цеха будет зависеть от объема выявленных нарушений, - продолжает Галина Фонарева. - Владельцев товара можно оштрафовать, а можно и уголовное дело завести".

Несмотря на проводимые в постоянном режиме рейды торгинспекции, отследить движение всего товара, как завезенного из основных стран - импортеров ширпотреба, так и поступающего на рынки из местных ателье, удается не всегда. Прямые поставки по договорам от предприятий-изготовителей, как отечественных, так и зарубежных, практически не осуществляются. Основные поставщики - посредники, которые закупают товары низкого качества и сомнительных изготовителей. Торговым же организациям выгодно принимать и реализовывать швейные изделия от сдатчиков-посредников, так как денежные выплаты производятся по мере реализации этих товаров. На многих предприятиях отсутствует нормативная документация, а такая популярная некогда профессия, как товаровед, который призван заниматься вопросами качества, также приказала долго жить. В результате товар не проверяют ни во время приемки, ни в процессе реализации.

Защита отечества

От потока некачественного ширпотреба страдают как потребители, так и отечественные производители. У первых вложенные в китайские тапочки деньги уходят как вода в песок, а вторые получают частный капитал в ограниченном объеме. И пока выправить ситуацию, сделать так, чтобы покупатель встретился на рынке с местным производителем качественного товара, не могут ни контролирующие органы, ни правительственные распоряжения.

В Министерстве экономического развития и торговли отмечают, что челночный импорт товаров постоянно растет. Так, в 2000 году в Россию было завезено товаров на $10,8 млрд, а в 2001 году - на $12,4 млрд. При этом, как считают в Минэкономразвития, эти показатели относятся к теневому импорту, то есть к тому, который завозится без оформления надлежащих документов и без уплаты налогов на данные товары. Именно в этих суммах растворяется низкокачественный ширпотреб. "Уже 10 лет все завалено в стране ширпотребом, челноки завозят товар дешевый, но вместе с тем и недолговечный, - сообщил "Известиям" Виктор Пантелеев, президент Российского союза производителей одежды. - Одежды российского производства на рынке осталось где-то 15-20%".

Защитить отечественных обувщиков и легпромовцев решила комиссия по защитным мерам во внешней торговле. С сентября этого года в стране должны начать действовать новые правила ввоза товаров физическими лицами. Теперь беспошлинно будет разрешено провозить не более 50 кг товаров стоимостью не выше 1000$. Кроме того, теперь физлицам придется лично сопровождать подобные грузы. Груз, превышающий установленные объем и стоимость, придется декларировать. С 1 апреля 2003 года для всех перевозимых физлицами товаров свыше 50 кг будут действовать общие правила таможенного оформления.

Данная мера, как считают в правительстве, должна будет оградить отечественных производителей от засилья ширпотреба, а потребителям даст возможность предоставить более качественные товары.

Однако российская таможня пока не уверена, что сразу после вступления новых правил в силу удастся значительно сократить массовый завоз дешевых товаров народного потребления. По мнению сотрудников ГТК, отследить все перевозки будет невозможно. И уж тем более, как считают в Госторгинспекции РФ, не будет поставлен заслон тем самым курткам, платьям, кроссовкам, босоножкам, выходящим из рук модельеров с Дерибасовской. А вот как избавить российский легпром от его соотечественника-нелегала, правительство пока не придумало.

Источник: Известия