01.08.2002
Все как перед кризисом. Рост продаж иномарок напоминает аналитикам 1997 год

Для подавляющего большинства автомобилей иностранных марок первое полугодие нынешнего года оказалось весьма благоприятным. Рост продаж, начавшийся во второй половине прошлого года, продолжился и в нынешнем, причем наилучшую динамику продемонстрировали автомобили ценовой категории до $20 000. Аналитики говорят, что за рост продаж в России иностранные автопроизводители должны прежде всего благодарить российские власти, уже почти год пугающие население планами подъема импортных пошлин.

Всему виной испуг.

Импорт новых иномарок в первом полугодии нынешнего года вырос на 29%. Рост этот был весьма неравномерным - продажи некоторых иномарок возросли на 60 - 70% , а по отдельным моделям произошло даже удвоение продаж. Торговцы автомобилями в один голос утверждают, что покупательский спрос увеличивается из-за роста благосостояния потребителей. Аналитики же склоняются к той точке зрения, что автолюбители все чаще покупают автомобили иностранных марок не столько от избытка денег, сколько от обеспокоенности планами правительства. "Это связано с постоянными спекулятивными слухами, что вот-вот повысятся пошлины, - говорит Елена Сахнова из ОФГ. - Это инициирует спекулятивный спрос на иномарки. В преддверии повышения пошлин люди готовы заранее покупать, изыскивать какие-то средства и не откладывать покупку на потом".

Сахнова обращает внимание и на укрепление реального курса рубля: "Темпы девальвации меньше темпов инфляции, т. е. реально рубль укрепляется. Цены [на отечественные машины] в долларовом выражении растут, и разница между импортной машиной и российской машиной сокращается. Происходит примерно то же, что в 1996 г. - начале 1997 г. Когда разница в цене между отечественной машиной и иномаркой сокращается до $1000 - 3000, она становится уже не столь принципиальной".

С Сахновой согласен и Андрей Кормилицын из "Тройки Диалог": "Самый сильный фактор - то, что люди ожидали повышения пошлин начиная со второго полугодия 2001 г. Он и сейчас продолжает действовать". Кормилицын обращает внимание на то, что спрос на автомобили отличается высокой эластичностью, а потому при росте доходов населения растет быстрыми темпами.

Торговцы признают, что по большинству моделей наибольший рост пришелся на относительно недорогие иномарки B- и C-классов. В качестве примера можно привести итоги полугодия, продемонстрированные марками General Motors. За первое полугодие компания "Дженерал Моторс СНГ" продала в России по официальным каналам 1272 автомобиля - рост продаж по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 117%. При этом лидером продаж GM стал Opel Astra - его сбыт возрос на целых 188%.

Маленький агрессор.

Лидерами российского рынка иномарок по-прежнему остаются изготавливаемые в Узбекистане Daewoo. В первом полугодии в России было продано 6767 автомобилей этой марки - на 22% больше, чем с июля по декабрь 2001 г. , и на 54% больше, чем за первое полугодие минувшего года. Из-за относительной дешевизны седан Daewoo Nexia длительное время был олицетворением недорогой иномарки для россиянина. Похоже, однако, что приоритеты меняются. Настоящим сюрпризом можно назвать динамику продаж, продемонстрированную вышедшим на российский рынок в этом году автомобилем B-класса Daewoo Matiz узбекского производства.

Продажи Matiz в России начались весной. Как сообщили в московском представительстве Daewoo, уже в июне продажи автомобильчика составили 1024 штуки, при том что за весь прошлый год в России был продан 121 Daewoo Tico - предшественник Matiz.

В Корее Matiz выпускается с 1998 г. Автомобиль является прямым наследником Tico (в частности, ему достался лишь слегка измененный трехцилиндровый двигатель предыдущей модели - за счет появления впрыска его мощность увеличилась до 52 л. с. ) , но с полностью новым дизайном и существенно увеличившимся объемом салона. Голая комплектация автомобиля продается в Москве от $5990; за автомобиль с кондиционером, гидроусилителем рулевого управления, электростеклоподъемниками и электрозеркалами придется заплатить до $7500. Кондиционер отбирает у трехцилиндрового моторчика изрядную долю мощности: как говорят владельцы, Matiz со включенным кондиционером едет так же, как если бы в салоне сидело четверо крупных мужчин. В "топовых" комплектациях на Matiz устанавливаются легкосплавные колеса, дуги на крышу и противотуманные фары. Корейский Matiz выпускается также с автоматической коробкой передач, но для российских покупателей доступна только пятиступенчатая ручная.

До сих пор считалось, что в центре предпочтений российского потребителя находятся хотя бы и небольшие, но седаны - пример тому та же Nexia или Renault Symbol, продающийся в России в трехобъемном кузове, а на своей исторической родине, во Франции, выступающий исключительно в амплуа хетчбэка Clio.

"Думаю, что на такие маленькие машины повышается спрос потому, что изменяется его структура, - говорит Андрей Кормилицын. - До сих пор сегменты A и B в России были неразвиты". По мнению аналитика, неожиданный успех Matiz может свидетельствовать о том, что российский автомобильный рынок начинает приобретать черты зрелости: "Спрос начинает сегментироваться, а не просто идет по нарастающей". Сахнова из ОФГ дает более простую версию успеха узбекско-корейской машины в России: "Дело, судя по всему, в том, что появился автомобиль, превосходящий российские автомобили по качеству и комфортабельности, при этом по цене абсолютно им соответствующий". В этой ситуации, полагает Сахнова, потребитель готов закрыть глаза на то, какого класса машину он покупает.

Другие марки корейского происхождения демонстрируют менее впечатляющие показатели. Автомобилей Кia в России в первом полугодии продано на 70% больше, чем за аналогичный период прошлого года, но всего лишь на 40 машин больше, чем за второе полугодие. По словам руководителя отдела маркетинга компании "Автотор", выпускающей лицензионные Kia в Калининграде, лидерами продаж являются Kia Rio прибалтийской сборки и Kia Shuma из Кореи.

"Серебряный призер".

Продажи Skoda в первом полугодии нынешнего года (5063 автомобиля) выросли по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 70% , позволив марке сохранить за собой второе место на рынке иномарок. Однако с июля по декабрь в России было продано 5418 автомобилей этой чешско-немецкой марки (Skoda является подразделением концерна Volkswagen AG) - налицо падение продаж на 6%.

Представитель одного из крупнейших московских дилеров Skoda - компании "Пеликан Авто" не склонен драматизировать ситуацию с продажами. По его словам, прошлый год был нетипичен с точки зрения сезонности продаж: отсутствовал обычный спад продаж в июле - августе, из-за этого общий рост продаж во втором полугодии оказался очень большим (на 82% ). Сейчас, с точки зрения представителя "Пеликана", произошла техническая коррекция рынка.

В настоящий момент усилия чешской компании в нашей стране сосредоточены на выводе на рынок модели SuperB, которую производитель позиционирует как автомобиль E-класса. Ее российская презентация состоялась в апреле, однако российская комплектация SuperB начала сходить с конвейера в Млада-Болеславе лишь в июне. "Российский пакет" автомобиля включает в себя усиленные пружины подвески и двигатель, адаптированный к работе на бензине пониженного качества. SuperB продается по ценам, находящимся в диапазоне 23 500 - 36 000 евро. Торговцы пока чрезвычайно осторожно говорят о перспективах машины на российском рынке: здесь давно продается автомобиль, который был взят за основу при строительстве SuperB, - Volkswagen Passat (цены на него находятся в весьма широком диапазоне от $20 600 до $50 000, последняя - за комплектацию с двигателем W8). "SuperB - новый брэнд, им сейчас занимаются маркетологи", - заявил представитель "Пеликана".

Любовь к малышам.

Одна из немногих марок, продажи которых в России в первом полугодии снизились по отношению к аналогичному периоду прошлого года, - Mercedes-Benz. Общий объем сбыта легковых "Мерседесов" всех моделей, включая внедорожники, снизился в первом полугодии нынешнего года по отношению к аналогичному периоду предыдущего на 6,2% , причем продажи S-класса упали на 8,4%. В ЗАО "Даймлер Крайслер Автомобили Рус" (представительство германского концерна в России) объясняют спад продаж изменениями в соотношении евро и доллара, переходным периодом, связанным с изменением схемы импорта автомобилей (весной ЗАО стало эксклюзивным импортером "Мерседесов") , а также "реструктуризацией московских дилерских предприятий" (в начале апреля Следственный комитет при МВД возбудил уголовное дело в отношении компании "Панавто", крупнейшего официального дилера DaimlerChrysler AG в России). В компании рассчитывают, что к концу года спад продаж будет преодолен.

Проблемы DaimlerChrysler в известной степени сыграли на руку его основному конкуренту, BMW. Продажи автомобилей с бело-голубым пропеллером на капоте возросли в первом полугодии по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 52%.

Среди "Мерседесов", впрочем, есть одна модель, продажи которой выросли на 140% , - это A-класс. Успех "бэби-бенца" мог бы служить дополнительным подтверждением возросшей любви россиян к компактным автомобилям, если бы не абсолютные показатели: в первом полугодии прошлого года в России по официальным каналам было продано 10 Mercedes A (автомобиль продается за 19 900 - 30 000 евро).

И все же подобный сдвиг в автомобильных предпочтениях наших соотечественников существует - его можно видеть на примере Peugeot. Продажи автомобилей этой марки на нашем рынке уверенно растут (39% по отношению ко второму полугодию прошлого года и 60% по отношению к первому). При этом, как сообщили "Ведомостям" в компании "Арманд" (официальном дилере автомобилей французской марки) , первое место по продажам уверенно держит Peugeot 307 ($13 000 - 20 000) , за ним следует модель 206, а модель среднего класса 406 находится лишь на третьем месте. При этом модель 307 находится на пике предпочтений россиян, несмотря на то что в кузове седан не выпускается.

ТАМОЖНЯ ОБЕЩАЕТ ВЫДЕРЖАТЬ.

Продолжающийся рост импорта иномарок не должен создать проблем с их таможенным оформлением, утверждают таможенники. Как сообщили "Ведомостям" в ГТК, таможня располагает достаточными ресурсами для проведения таможенной очистки иностранных автомобилей даже в том случае, если их приток удвоится. По статистике, больше всего загружают таможенных инспекторов не официальные дилеры, которые работают по упрощенной процедуре и не держат свои автомобили на таможне, а компании, которые возят автомобили самостоятельно, не имея официальных соглашений с производителем. В последнее время большинство автоконцернов переходит на прямые поставки автомобилей в Россию, а это высвобождает дополнительные ресурсы таможни.



Источник: Ведомости