01.08.2002
"Ренова" взялась за немецкий дизель

Турбомоторный завод (ТМЗ, Екатеринбург) и немецкая двигателестроительная корпорация Deutz вчера подписали протокол о намерениях создать в России СП по производству дизельных двигателей. Это первый результат работы нового гендиректора ТМЗ Ильи Гаффнера, представляющего интересы компании "Ренова".
ТМЗ производит дизельные двигатели большой мощности для тракторов, дизель-генераторов и т. д. Объем продажи компании за девять месяцев 2001 г. составил 703 млн руб. Кроме того, ТМЗ выпускает паровые турбины для электростанций.

Переговоры о создании СП между ТМЗ и Deutz длятся с конца 1990-х гг. Однако в 2000 г. они были свернуты из-за конфликта между акционерами ТМЗ. 60% акций ТМЗ принадлежит Минимуществу и РФФИ. Остальные распылены среди мелких акционеров. При этом 25% акций из госпакета находились в трастовом управлении ФПГ "Тяжэнергомаш". В прошлом году государство забрало акции из управления ФПГ, с чем "Тяжэнергомаш" не согласился. Последовала череда судебных разбирательств и чехарда со сменой генеральных директоров. При этом долги предприятия выросли до 1,5 млрд руб. (продажи за девять месяцев 2001 г. - 703,51 млн руб. ). В мае нынешнего года и. о. гендиректора завода был назначен Илья Гаффнер, до этого возглавлявший Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов (принадлежит компании "Ренова"). Это было довольно неожиданное назначение. "Ренова" не является акционером ТМЗ, а из общей кредиторской задолженности завода на нее приходится лишь 30 млн руб. - да и та образовалась лишь в июне, когда "Ренова" прокредитовала выплату зарплат на заводе.

Источник в "Ренове" пояснил "Ведомостям", что в начале нынешнего года правительство Свердловской области само предложило "Ренове" "помочь в развитии бизнеса этого завода". По его словам, местные власти доверяют "Ренове" как компании, с которой они хорошо знакомы: в Свердловской области работает восемь предприятий, принадлежащих "СУАЛу" (которым, в свою очередь, владеет "Ренова"). Минимущество не возражало. "У нас все директора так или иначе связаны с крупными корпорациями, - говорит начальник департамента Минимущества Александр Бородин, который возглавляет совет директоров ТМЗ. - Мы прежде всего смотрели на деловую репутацию Гаффнера".

Собеседник в "Ренове" говорит, что сейчас Гаффнер, назначенный гендиректором в конце июня, разрабатывает проект развития ТМЗ, который будет готов к сентябрю. К этому же времени "Ренова" должна решить, как строить дальнейшие отношения с ТМЗ: то ли дать заводу коммерческий кредит, то ли инвестировать в обмен на акции. Сумму инвестиций в компании пока не называют.

Тем временем Гаффнер возобновил переговоры с Deutz. Он заявил "Ведомостям", что на базе екатеринбургского завода предполагается создать СП по производству дизельных двигателей разработки Deutz. До конца декабря, по словам Гаффнера, будет создан бизнес-план проекта, тогда можно будет говорить о размерах и форме вкладов сторон в уставный капитал СП. Более предметно стороны договорились о возможности развертывания на ТМЗ отверточной сборки дизелей Deutz FM 1013 (быстроходный дизель мощностью 122 - 272 л. с. , устанавливается на грузовики, трактора, небольшие суда).

Предполагается, что в 2003 г. в Екатеринбурге будет собрано 500 двигателей. По словам Гаффнера, предлагаемая Deutz стоимость машинокомплектов составляет $8000 - 10 000. Завод сможет продавать двигатели по цене около $14 000. Гендиректор ТМЗ говорит, что российские аналоги, выпускаемые ярославским "Автодизелем", стоят около $7000. "Двигатели Deutz лучшего качества, мы это знаем. Может быть, даже в два раза. Однако мы убеждаем наших немецких партнеров снижать стоимость машинокомплектов, чтобы обеспечить будущие продажи", - говорит Гаффнер. В московском представительстве Deutz вчера отказались комментировать подписанное в Екатеринбурге соглашение.

У конкурентов действия ТМЗ особой тревоги не вызвали. "Их доля на рынке очень невелика, они нам не конкуренты", - говорит Владимир Зеленцов, представитель "Руспромавто", в состав которой входит ярославский "Автодизель".

Источник: Ведомости