02.08.2002
Возвращение кваса: объемы продаж традиционного напитка выросли на 50%

Национальные традиции сильнее рекламы. Практически исчезнувший несколько лет назад с рынка квас вновь завоевывает популярность среди потребителей. Причем на рекламу продукта производители не тратят ни копейки. По данным компании ACNielsen Russia, в этом году квас занимает четвертое место по объему продаж среди прохладительных напитков, при этом является самым динамично развивающимся из них.

В целом российский рынок прохладительных напитков в натуральном выражении вырос в этом году вырос на 6%. А объемы продаж кваса увеличились на целых 50%. По данным ACNielsen, три ведущих производителя кваса — "Очаково", "Полюстрово" и Coca-Cola (торговая марка "Фруктайм") — обеспечивают около 45% потребностей рынка.

И.о. генерального директора Останкинского завода напитков Александр Буц говорит, что у рынка хорошие перспективы и что год от года популярность кваса среди россиян растет. Однако, по его мнению, более быстрому росту рынка мешают власти, которые препятствуют производителям в размещении на городских улицах бочек с квасом. "Сплошная волокита, и СЭС замучила различными проверками", — жалуется Буц.

Тем не менее производство кваса отличает неплохая рентабельность, особенно летом, и производители наращивают выпуск этого продукта. Так, в 2001 году на комбинате "Очаково" производство кваса составляло 1,49% от общего объема, а за первое полугодие 2002 года эта цифра уже возросла до 2,83%. Доля кваса в объеме выпуска заводом безалкогольной продукции возросла с 27,04% в прошлом году до 39,64% в первом полугодии 2002 года. Как считают на комбинате, объемы производства кваса за последний год выросли за счет открытия краснодарского филиала "Очаково". В 2003 году начнет работу еще один завод — в Пензе. Там тоже планируется наладить выпуск кваса.

Как сообщил экономист Останкинского завода напитков Анатолий Корытов, в последние два-три года на предприятии также увеличилась доля изготовления кваса и квасных напитков. На сегодня это около 30% общего объема выпуска завода. Рост производства кваса при этом составил порядка 15-25%.

Среди основных препятствий к росту популярности этого русского напитка производители называют практически полное отсутствие рекламы. "Надо вкладывать деньги в рекламу, особенно на ТВ, в производство, в покупку качественного оборудования и сырья, — говорит Александр Савин, генеральный директор торгового дома "Русский Квас". — И тогда у этого напитка будут очень хорошие перспективы".

Реклама вскоре появится. "Сейчас мы начали рекламную кампанию кваса на ТВ, поэтому надеемся, что продажи заметно увеличатся", — говорит бренд-менеджер "Очаково" Наталья Рыжкова.

По словам Рыжковой, сегодня рынок кваса и квасных напитков в России характеризуется стабильностью, новые игроки не появляются, нет "переделов", отсутствует агрессивная политика, которую можно наблюдать на рынке пива. Наведен относительный порядок и с подделками. Производители сейчас тщательно следят за употреблением самого бренда — "квас".

"По сравнению с прошлым летом сейчас запрещено продавать под видом кваса "квасные напитки" (напитки со вкусом кваса). Сегодня настоящий квас делают 2-3 компании, — уверяет Рыжкова. — Однако некоторые недобросовестные производители пытаются обойти этот запрет и пишут на этикетке КВАСной напиток. Формально они подчиняются запрету, но используют обманные приемы. Потребитель видит слово "КВАС" и покупает напиток, думая, что это настоящий квас, а окончание, написанное мелким шрифтом, он не замечает".

"Сейчас из России сделали бросовую яму для западных концентратов, -говорит Владимир Давыдов, генеральный директор ассоциации "Московский квас". — Продают сплошную химию, недостойную называться квасом. А бочки? Из тех 300 бочек, что ездят сейчас по улицам Москвы, только 120 продают качественный квас. Откуда привезен и где производится остальной квас — неизвестно".

Главное отличие кваса от подделки — более высокая цена, которая, надо отметить, постоянно растет. "Цены нам диктует рынок", — говорит Александр Буц. На комбинате "Очаково" утверждают, что рост цен на квас всего лишь покрывает инфляцию.

Источник: Финансовые известия