05.08.2002
Благотворительность в моде у рекламных агентств

ЛОНДОН - Настоящие предприниматели соперничают даже там, где делить особенно нечего. Пока тянется рецессия в рекламной индустрии, агентства борются друг с другом за право делать рекламные кампании для благотворительных организаций. Работа такого рода и сама относится к сфере почти благотворительности, но сегодня у рекламщиков так мало работы, что конкуренция разгорелась и на этом поле.
Европейские рекламные агентства давно поняли, что заказы от некоммерческих организаций способствуют сохранению творческой формы и повышению престижа. Социальная реклама у европейцев получается яркой, порой даже вызывающей, в отличие от рекламной продукции их американских коллег, которая нередко бывает нравоучительной и сентиментальной. В период рецессии у агентств поубавилось работы, и на благотворительную деятельность стало оставаться больше времени и сил. Массовые увольнения уже произошли: по мнению многих руководителей, дальнейшее сокращение штатов сделает агентства не способными справляться с работой, которая - как они верят - все же появится в будущем. Так что пока в офисах праздно сидят лишние сотрудники, которых "бросают на благотворительность", чтобы не засиживались без дела и не теряли форму. "Они как тигры в клетке, у которых полно энергии, и вот они ходят туда-сюда - ищут, куда бы ее приложить, - говорит Грант Дункан, генеральный содиректор британского подразделения французской Publicis Groupe. - Такие сотрудники бывают очень полезны: у них высокая мотивация".

Еще одна причина, по которой рекламщики гоняются за неприбыльными клиентами, - чисто творческая. Малобюджетные организации - более сговорчивые клиенты, они чаще позволяют рекламщикам экспериментировать, пробовать необычные ходы. Творческие люди, работающие в агентствах, постоянно жалуются, что крупные клиенты, которые и в хорошие времена не выносят риска, в нынешних условиях стали еще осторожнее. В этом году на ежегодном фестивале рекламы "Каннские львы" шли разговоры о проблеме: в условиях экономического спада чрезмерная осторожность заказчиков ухудшает качество рекламы. В этом смысле работа с некоммерческими организациями стала для агентств наиболее благодарным видом деятельности. Лондонская Saatchi & Saatchi (подразделение Publicis) выиграла на фестивале несколько высших призов именно за рекламу для благотворительных организаций. Некоторые сюжеты были в самом деле довольно рискованными по стилистике (например, на рекламном плакате для организации по борьбе с рассеянным склерозом изображался человек, который мочится на себя).

Большая часть благотворительной активности рекламщиков приходится на Европу. В Соединенных Штатах рецессия имела более жесткие последствия, увольнений оказалось больше, а свободных сотрудников меньше. "Мы не заключаем контракты с новыми благотворительными организациями и с некоторыми из старых клиентов тоже сворачиваем отношения, сосредоточивая усилия на клиентах, которые могут платить", - говорит Рэй Джиллетт, президент DDB Chicago (подразделение Omnicom Group).

Источник: Ведомости