15.08.2002
"ЮКОС" поможет "ЛУКОЙЛу"

Обнародованный "ЛУКОЙЛом" в мае этого года проект нового транспортного направления для экспорта российской нефти через Мурманск может найти новых сторонников. Как стало известно вчера, сейчас к нему присматривается "ЮКОС". Несмотря на это, аналитики по-прежнему скептически оценивают перспективы мурманского транзита.
Проект "ЛУКОЙЛа" включает в себя прокладку магистрального нефтепровода от существующей системы "Транснефти" в районе Ярославля до Мурманска и строительство там порта для экспорта российской нефти. Предполагается, что пропускная способность этой системы должна составить 30 - 50 млн т нефти в год. В "ЛУКОЙЛе" считают, что создание этого экспортного направления позволит загружать танкеры дедвейтом 2 млн баррелей и больше (сейчас у России такой возможности нет) и отправлять их в США. Соответствующее предложение "ЛУКОЙЛ" направил в "Транснефть", однако получил ли ответ, вчера в компании выяснить не удалось.

Председатель правления "ЮКОСа" Михаил Ходорковский заявил вчера журналистам, что компания рассматривает возможность участия в этом проекте. Как сообщает "Интерфакс", компания, по словам Ходорковского, запросила у "ЛУКОЙЛа" для изучения материалы. Глава "ЮКОСа" считает, что этот проект может составить альтернативу поставкам нефти через Новороссийск на Босфор.

Как отмечает аналитик Petroleum Argus Михаил Перфилов, в последние годы "ЮКОС" весьма активно пытается войти в большой нефтетранспортный бизнес. В частности, компания инициировала проект строительства нефтепровода в Китай и проект "Дружба" - Адрия", который позволит поставлять через Средиземное море до 15 млн т российской нефти. В какой-то мере он даже конкурирует с "Транснефтью". Поэтому, считает Перфилов, интерес компании Ходорковского к проекту "ЛУКОЙЛа" не вызывает удивления.

Не исключено также, что этот интерес обусловлен тем, что "ЮКОС" уже начал вывозить нефть через северные моря и это ему понравилось. Замдиректора морского порта Витино (г. Кандалакша Мурманской обл. ) Александр Митрофанов говорит, что с февраля этого года компания экспортирует через его порт примерно по 200 000 т нефти в месяц.

Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев говорит, что всерьез рассматривать мурманский проект можно будет только после проведения детальных расчетов и обоснований. По его словам, "пока этого нет, "ЛУКОЙЛ" предложил лишь голую идею". На первый взгляд этот проект, по словам Григорьева, выглядит "как второй Баку - Джейхан": он потребует больших затрат и в то же время ориентирован сугубо на американский рынок. Исходя из этого, Григорьев считает предпочтительным строить трубу на дальневосточное побережье, откуда можно осуществлять поставки как в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и в США.

Михаил Перфилов полагает, что со стороны "ЛУКОЙЛа" выдвижение мурманского проекта - в значительной степени PR-акция и присоединение к этой идее "ЮКОСа" мало что добавит в плане ее осуществимости. По мнению Перфилова, нефтяные компании не возьмутся за строительство порта до тех пор, пока "Транснефть" не построит им трубу до Мурманска. А транспортная монополия вряд ли пойдет на это: во-первых, она лоббирует собственный проект трубопровода Ангарск - Находка, во-вторых - у нее есть собственный порт Приморск и она не заинтересована в том, чтобы нефть шла мимо него на Мурманск. Сами же компании, считает аналитик, за строительство такого нефтепровода не возьмутся хотя бы потому, что их не поддержит государство: слишком большое влияние приобретут нефтяники, если в их руках начнут сосредоточиваться стратегические транспортные магистрали.

Источник: Ведомости