15.08.2002
Сегодня покупатель прощает промахи, в дальнейшем - не будет

Создавать сети магазинов розничной торговли в России начали недавно. Сегодня ежегодный оборот сетевиков достигает 1,5 млрд. долларов. О перспективах развития сетевого ритейла обозревателю «ГАЗЕТЫ» Ольге Кучеровой рассказывает один из акционеров ПФК «БИН» Саит Гуцериев.

- Существует мнение, что рентабельность российской розничной торговли намного выше, чем на Западе. Это верно?


- Средняя рентабельность супермаркетов на Западе составляет 3-4% от оборота. У нас средняя - 6-7%, а максимальная достигает 10%. Это связано с тем, что сейчас ниша практически не занята, продавцы могут держать более высокую наценку.

- Вы хотите сказать, что между крупными сетевыми супермаркетами нет жесткой конкуренции?
- Конкуренция, безусловно, есть. На определенных участках, где сталкиваются сразу несколько сетей (как, к примеру, на "Домодедовской"), она даже жесткая, но в целом на рынке крупных форм торговли еще очень много места. Суммарный оборот 5-6 крупнейших сетей ("Перекресток", "Рамстор", "Седьмой континент", "БИН", "Патэрсон", дискаунтеры) составляет чуть более 1 миллиарда долларов при емкости московского рынка до 15 миллиардов. То есть занято всего 6,5%. Даже при всем желании наши сети не смогут сами освоить весь рынок.

- Значит, прихода западных сетей вы не боитесь?
- Не только не боимся, но и приветствуем. Я же говорю - места много. С приходом западных сетей сложности начнутся только лет через 5 лет. За это время уже существующие российские сети сумеют подняться, а наш оборот должен достичь 1 миллиарда долларов. И мы сможем с ними конкурировать.

Для того чтобы освоить рынок цивилизованной розничной торговли в Москву нужно вложить около 5 миллиардов долларов. Стоит иметь в виду, что средняя окупаемость супермаркета - 5 лет с момента запуска, еще год потребуется на строительство. Даже если западные сетевики массово начнут строительство прямо сейчас, раньше чем через 8 лет конкуренция на рынке не станет реально жесткой.

- Но ведь придется подстраиваться, менять стратегию, тактику?
- Мы и так постоянно меняемся, потому что меняются условия рынка.
Супермаркеты постепенно будут вытеснять оптовые рынки, на долю которых сейчас приходится 75% всей розничной торговли в столице. Именно за счет этого сектора и будут развиваться сети. Это нормальная мировая практика.

- О дешевых продуктах и товарах первой необходимости придется забыть?
- Ни в коем случае. Цены в сетевых супермаркетах и сейчас сравнимы с предложением оптовок, а если у сетевиков рентабельность снизится до 3-4%, а это будет происходить непременно, то и цены окажутся ниже оптово-рыночных. Кстати, если перенести торговлю с рынков в супермаркеты, должна резко - раз в 5 - возрасти собираемость налогов. Продавцов на рынке очень трудно контролировать. А в единой сети магазинов такая система, что уход от налогов практически невозможен.

- Какова роль мерчендайзинга (особый порядок размещения товаров в торговом зале. – «ГАЗЕТА» ) в отечественной розничной торговле?
- Мерчендайзинг - одна из главных составляющих успешной торговли. Но специалистов по мерчендайзингу в России почти нет, а западные сети не очень охотно делятся опытом. Мы, к сожалению, вынуждены обходиться своими силами и до всего доходить своим умом, методом проб и ошибок находим верное решение.

- Как вам кажется, в чем секрет успеха в розничной торговле: цена, качество, ассортимент, сервис?
- Это все должно оцениваться вместе: и ассортимент, и конкурентные цены, и качество, и сервис, и автоматизация процессов управления. Без одного из этих компонентов все может начать разрушаться. Какой бы ты красивый магазин ни сделал, если продукты будут дорогие - ничего не получится. Если будут низкие цены, но не будет сервиса - тоже много потеряешь. Сегодня покупатель прощает промахи, в дальнейшем уже прощать не будет.

- Какой ассортимент в магазинах сети "БИН"?
- В компьютерной базе данных у нас 40 тысяч наименований, но обычно в магазинах есть в наличии порядка 15 тысяч. Естественно, в небольших магазинах выбор скромнее - около 8 тысяч.

- Срывы и задержки почти половины поставок считаются распространенным явлением. Есть ли у вас подобные проблемы?
- Мне кажется, это сильное преувеличение. А задержки поставок или платежей - это рабочие разногласия, и не стоит это обсуждать. Если спросить поставщиков, они тоже найдут, на что пожаловаться. Всякое бывает. Но проблемы в этом я не вижу.

- В магазинах сети единые цены на продукты?
- Цены у нас везде разные, но система управления ценами централизованная. Отдел маркетинга разрабатывает цены для каждого магазина исходя из спроса и покупательской способности населения.

- Есть ли скидки по дисконтным картам, по "пластику" БИН-банка?
- В соответствии с существующей системой есть скидки до 5% по дисконтным картам, которые выдаются бесплатно при сумме покупки от 1 тысячи рублей. Такие же карты есть у всех владельцев платежных карт БИН-банка, а держатели "золотых" карт банка получают 10-процентную дисконтную карту. С нового года по "пластику" БИН-банка скидка будет предоставляться автоматически.

Кроме того, предусмотрены 5-процентные скидки для пенсионеров, причем дотаций от московского правительства у нас нет. Планируем со временем перевести пенсионеров на 7-процентные скидки, а в более отдаленной перспективе - довести скидки по социальным программам до 10%. Тогда, наверное, нам потребуется какая-то компенсация от московских властей.

- Все магазины сети "БИН" работают круглосуточно?
- Почти все наши магазины действительно работают 24 часа в сутки - это заложено в концепции. Кроме тех случаев, когда рядом находятся две наши торговые точки. Тогда держать открытыми ночью обе нецелесообразно.

- Вы считаете целесообразным держать рядом два магазина?
- В двух местах - это Братеево и Строгино - у нас действительно есть по две розничные точки на одном пространстве, но они расположены по разные стороны дороги, то есть обслуживают разные транспортные потоки. Мы всегда просчитываем целесообразность открытия магазина в определенном месте. Погрешность при этом составляет около 10%. Раз разместили в одном микрорайоне два магазина, значит, там достаточно большой спрос.

- Привязанность к "спальным" районам тоже неслучайна?
- Да, это также входит в концепцию сети "БИН". Мы стараемся расположить магазины на проездных магистралях отдаленных районов. Впрочем, под "спальными" районам можно понимать разное. До сих пор мы действительно размещали магазины в отдаленных районах, но сейчас рассматриваем вариант открытия магазина почти в центре - недалеко от Садового кольца. Там тоже есть "спальные" районы.

- Почему ПФК "БИН" начала развивать бизнес в качественно ином направлении именно сейчас?
- ПФК "БИН" начинала 10 лет назад с коммерческой деятельности и с "ювелирки". Потом из ПФК выросла вся группа "БИН". В 1996 году было принято решение всерьез заняться продовольственным бизнесом, а в 1997 году открылся первый супермаркет "БИН". Сейчас у нас 32 магазина разных форматов: от небольших продовольственных площадью 600 квадратных метров до торговых центров на 14 тысяч квадратных метров. Основная масса точек - универсамы в 3-5 тысяч квадратных метров. 8 магазинов находятся на реконструкции, последний будет открыт в июне 2003 года. Благодаря этому в следующем году оборот сети должен вырасти с ожидаемых в этом году 180 миллионов долларов до 240-250 миллионов.

Настало время подумать и о более крупных формах - сейчас этого требует рынок.

- Если кто-то из крупных западных операторов розничной торговли захочет купить сеть "БИН", вы продадите?
- В настоящее время перед нами не стоит задача что-то продать. Да, мы давно планируем привлечь иностранного инвестора, но речь не идет о контрольном пакете акций. Но, с другой стороны, если поступит предложение, от которого будет глупо отказываться, мы продадим. Скажем, мы условно стоим 200 миллионов долларов, если нам предложат за сеть 250 миллионов - почему бы не продать? В бизнесе все материальное продается и покупается - это лишь вопрос цены. Мы, естественно, будем оценивать, сколько вложили, сколько сможем получить в будущем, удобно ли нам это. Но в принципе все, что можно выгодно продать, - нужно продавать. Но еще раз повторяю: такой цели у нас нет.

- Вам уже делали подобные предложения?
- Нет.

- На какой стадии строительство гипермаркета в Олимпийской деревне?
- Эта идея родилась еще три года назад. Уже освоены 10 миллионов долларов, 5 из которых мы получили от БИН-банка. Выкуплена земля неподалеку от магазина "Люкс", завершено проектирование, подведены коммуникации. Если все сложится с кредитом, о котором мы ведем переговоры, то в сентябре планируем начать строительство, к осени 2003 года собираемся открыть гипермаркет. Его площадь составит 56 тысяч квадратных метров, из которых 10 тысяч будет отведено собственно под торговый зал. Остальное займут 5 кинотеатров, 6 ресторанов, 80 бутиков, весь спектр сервисов. Запланирована стоянка на 1200 машиномест, в том числе подземная - на 400 машиномест.

- С кем вы ведете переговоры и о какой сумме идет речь?
- Нам нужно еще 26 миллионов долларов в кредит на 5 лет. Переговоры ведутся с неким российским банком. Больше пока сказать ничего не могу. Найти дешевый кредит на большой срок у российских банков очень сложно, так как у наших банков деньги "короткие" и "дорогие". Эту проблему торговые сети, которым для развития нужны именно "длинные" деньги, как правило, решают с помощью "дочек" западных банков, имеющих статус российских предприятий, или обращаются в Сбербанк.

- Этот "российский банк" случайно не БИН-банк?
- Нет, БИН-банк уже поучаствовал в этом проекте на начальном этапе. Хотя все финансовые потоки ПФК идут через БИН-банк, мы придерживаемся принципа равноудаленности. Деньги есть деньги, и финансовые отношения есть финансовые отношения - никакой родственности или приятельских отношений в бизнесе быть не может. Мы, например, предоставляем банку в аренду площади в супермаркетах на тех же условиях, что и другим. И они нас обслуживают так же, как и прочих клиентов, - по тем же тарифам и процентным ставкам.

- Если все сложится удачно, вы будете строить другие гипермаркеты?
- В конце будущего года, возможно, начнется строительство еще одного гипермаркета площадью 78 тысяч квадратных метров в районе Варшавки, но об этом пока рано говорить.

Источник: Газета