16.08.2002
"Амтел" вытесняют с Украины. СП "Росава" - под угрозой ликвидации

КИЕВ - Российский холдинг "Амтел" преследуют неприятности на Украине. Фонд госимущества (ФГИ) Украины через суд пытается добиться ликвидации ЗАО "СП "Росава" - крупного производителя автомобильных шин, на которого приходится около 10% российского рынка. В "Амтеле", контролирующем 51% акций ЗАО, уверены, что действия украинских акционеров незаконны.
ЗАО "Росава" (Белая Церковь, Киевская обл. ) создано в 1998 г. на базе ликвидного бизнеса одноименного ОАО, которое находится в предбанкротном состоянии. 51% акций ЗАО "Росава" принадлежит ирландской Tapistron Ltd. , которой владеет компания Amtel, еще 49% принадлежат ФГИ. "Росава" производит около 78 - 80% от общего объема производства шин на Украине (из них около 70% экспортирует в Россию, где основным потребителем ее продукции является "АвтоВАЗ"). По версии украинской стороны, имущество ОАО "Росава" находится у ЗАО в аренде. В "Амтеле" же уверяют, что ЗАО - собственник имущества.

Как заявил вчера в Киеве председатель правления ОАО "Росава" Игорь Малый, общее собрание акционеров ОАО поручило правлению начать ликвидацию ЗАО "СП "Росава" в судебном порядке. Необходимость такого шага Малый объяснил тем, что ОАО "Росава" за период деятельности одноименного ЗАО понесло убытки на $10 млн - якобы из-за того, что ЗАО закупало сырье для своего производства по заведомо завышенным ценам, а продавало продукцию слишком дешево. Малый считает, что целью таких операций было размытие "оборотки" ОАО с последующим его банкротством в пользу российской компании.

К этой инициативе присоединились профсоюзные деятели "Росавы". Они написали письмо в киевскую обладминистрацию, в котором жалуются, что на их предприятии созданы условия для перекачки средств в пользу "Амтела". Как заявил лидер профсоюза Михаил Константиненко, "только за шесть месяцев 2001 г. "Амтел" нанес предприятию убытков на сумму 18 млн гривен".

Разразившийся скандал - не первый в работе этого предприятия. В мае 2001 г. исполнительная служба Радянского района Киева за долги продала 49% акций ЗАО "Росава", принадлежащие ОАО, неизвестному покупателю за 4,2 млн гривен, что в 25 раз меньше балансовой стоимости предприятия. В начале июня Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту продажи этого пакета, который был возвращен в собственность ФГИ. А в середине июля акционеры ОАО "Росава" уволили председателя правления Владимира Линника, назначив вместо него Игоря Малого.

В пресс-службе ФГИ надеются на успех "ликвидаторской" идеи. "Если суд примет решение о ликвидации ЗАО "Росава" и передаст имущество обратно в собственность ОАО "Росава", то мы реализуем госпакет ОАО в размере 74% стратегическому инвестору", - заявили "Ведомостям" в пресс-службе ФГИ.

Среди возможных инвесторов ФГИ называет всемирно известные компании Michelin, Continental, Goodyear, а также чешскую Barum. Правда, пока неясно, чем Украина надеется привлечь инвестора. Еще в июле Хозяйственный суд Киевской области возбудил дело о банкротстве ОАО "Росава" (впрочем, судебное решение пока не принято).

В Хозяйственном суде Украины отказались комментировать ситуацию, но сообщили, что иск о ликвидации ЗАО "СП "Росава" уже подан и слушание дела может начаться в конце августа. В "Амтеле" уверены, что тяжба завершится в пользу российской компании. Пресс-секретарь холдинга Алексей Шакиртдинов говорит, что руководство компании-истца вообще нелегитимно. По его словам, "они [украинские акционеры ОАО] собрались где-то на лужайке и незаконно избрали Игоря Малого". Шакиртдинов недоумевает, на каких юридических основаниях может быть ликвидирована компания, если ОАО "Росава" сейчас даже не является акционером одноименного ЗАО.

"Наша позиция выжидательная: мы не вступаем в полемику с нелегитимным руководством [ОАО "Росава"]", - говорит собеседник в "Амтеле".

Шакиртдинов затруднился объяснить, чем вызваны столь агрессивные действия украинских чиновников. Со ссылкой на источники, близкие к ФГИ, он упоминает про "сомнительный слух" о том, что за демаршем Украины стоят лоббистские усилия российских конкурентов "Амтела" - производителей шин.

Источник: Ведомости