19.08.2002
1 млн банкротов. Граждане США разоряются с рекордной скоростью

С июня 2001 г. по июнь 2002 г. обанкротилось 1,47 млн граждан США. Беспрецедентное количество личных банкротств не на шутку тревожит наблюдателей. Главный двигатель американской экономики - потребительский спрос может заглохнуть просто оттого, что американцы исчерпали свой кредит.
За время экономического бума 1990-х гг. американцы привыкли жить в долг. Банки охотно давали им в кредит деньги на товары, путешествия и покупку недвижимости. Сегодня американская экономика переживает трудные времена. Растет безработица, и многие расплачиваются за безоглядные траты. Во II квартале не смогло оплатить долги рекордное число американцев (390 991) ; это на 5,9% больше, чем в I квартале. С июня 2001-го по июнь 2002 г. о банкротстве объявили 1,47 млн американцев (за тот же период обанкротилось 39 000 компаний).

По данным Федеральной резервной системы, соотношение долга и располагаемого дохода сейчас самое высокое за всю историю (см. график). Это представляет потенциальную опасность как для самих потребителей, так и для финансовой системы, которую граждане и корпорации могут завалить безнадежными долгами. За последний год объем потребительского долга вырос в США более чем на $1 трлн.

В I квартале он составил рекордные $7,9 трлн (в IV квартале 2001 г. - $7,7 трлн). И это при том, что экономика в прошлом году находилась на гране рецессии, а в этом растет минимальными темпами.

Фондовый бум 90-х годов породил так называемый wealth effect: за 1999 г. , когда Dow Jones вырос на 25% , а NASDAQ на 85% , бумажное богатство американцев выросло на $5,5 трлн. Это ощущение обеспеченности заставляло их брать больше кредитов и больше покупать. Теперь wealth effect обернулся проблемами. С момента пика фондового рынка в марте 2000 г. инвесторы потеряли более $6 трлн. Между тем долги продолжали расти.

"И потребители, и компании переживают сегодня нелегкие времена после кредитной лихорадки 1990-х гг. , и конца этому пока не видно, - говорит Сэмьюэл Джердано, исполнительный директор исследовательской организации "Американский институт банкротств". - Наступает момент платить по счетам, и если это случается во время экономического спада, платить гораздо труднее". В 1997 - 2000 гг. реальное потребление росло в среднем на 4,6% в год, опережая рост реальных располагаемых доходов (3,6% ). Разница между расходами и доходами финансировалась за счет займов. Сложившаяся структура потребления, характеризующаяся низким уровнем сбережений и рекордными долгами, может в итоге ударить по последнему оплоту экономики США, роль которого до последнего времени играли потребители.

Впрочем, пока у американцев продолжается сладкая жизнь, констатирует аналитик МДМ-банка Кирилл Тремасов. Автопроизводители предлагают им беспроцентные кредиты, низкие процентные ставки позволяют активно покупать дома и рефинансировать ипотечные кредиты. По сообщению ипотечного агентства Freddie Mac, фиксированная ставка по 30-летнему кредиту упала в июле до рекордно низкого уровня - 6,22%. Несмотря на рецессию и падение на фондовом рынке (акциями владеют более 50% американцев - напрямую или через инвестиционные, паевые и пенсионные фонды) , объем потребительского долга продолжает расти. В I квартале он составил рекордные $7,9 трлн (в IV квартале 2001 г. - $7,7 трлн).

Погашать кредиты большинству потребителей предстоит на фоне растущей безработицы и неопределенных перспектив выхода экономики из рецессии. В июле не имели работы 5,9% трудоспособных американцев; это немного меньше, чем в апреле, когда безработица достигла самого высокого уровня за последние восемь лет - 6%. Однако аналитики опасаются дальнейшего сокращения рабочих мест. Из-за стагнации и кризиса на рынке капитала компании не увеличивают инвестиции и производство, и сокращение расходов остается для них чуть ли не единственным способом добиться роста прибыли. Главный экономист Morgan Stanley Стивен Роуч не видит способа сократить расходы без новых масштабных увольнений, ведь на выплаты сотрудникам приходится 70% корпоративных издержек.

Увеличение потребительского кредитования в период стагнации и падения корпоративных прибылей - новый феномен. "Во время рецессии 1990 - 1991 гг. люди выплачивали долги и увеличивали сбережения, - говорит Джим Паплава, президент инвестиционно-консалтинговой компании Puplava Financial Services. - Потребление было ограничено, а когда ситуация начала улучшаться, спрос возрос". Сегодня все наоборот, а это, по мнению Паплавы, означает, что потребители могут лишь удерживать экономику на плаву, но не стимулировать ее устойчивое восстановление. Ему вторит Джон Лонски, главный экономист Moody's Investors Service: "Если занятость вдруг не начнет быстро расти, потребительское кредитование будет увеличиваться более медленными темпами, чем необходимо для устойчивого повышения потребительского спроса".

Источник: Ведомости