19.08.2002
Супермаркеты пошли в Сеть за обеспеченными клиентами

Розничные продовольственные сети одна за другой объявляют о проектах по торговле через Интернет. На прошлой неделе интернет-магазин "Седьмого континента" начал принимать заказы из престижных районов Подмосковья. Вскоре после открытия в Москве первого супермаркета Auchan эта французская сеть также запустит проект интернет-торговли. Хотя торговля через Интернет составляет мизерный процент от оборота ритейлоров, они считают ее полезным маркетинговым инструментом.
Первой из крупных розничных компаний, открывших в Москве интернет-торговлю, стала турецкая "Рамэнка". Магазин "Рамстор-онлайн" начал работу в 2000 г. Остальные ритейлоры присматривались к опыту "Рамэнки" до нынешнего лета.

"Седьмой континент" занялся электронной торговлей потребтоварами в Москве два месяца назад, а на этой неделе расширил территорию приема заказов на престижные зоны Подмосковья, в частности на Одинцовский район. В компании не скрывают, что наибольший интерес в качестве покупателей интернет-магазина для сети представляют обитатели Рублевского шоссе.

Разрабатывают планы начала интернет-торговли и другие российские ритейлоры. Как сообщил "Ведомостям" пресс-секретарь торгового дома "Перекресток" (ведущей в России розничной компании с объемом продаж в прошлом году $252 млн) Леонид Белага, руководство этой сети находится сейчас в стадии обсуждения вопроса об открытии интернет-магазина.

Ассортимент электронного магазина "Седьмого континента" насчитывает 2000 наименований продовольственных и сопутствующих товаров (в традиционных магазинах сети этот показатель превышает 30 000 наименований). В беседе с корреспондентом "Ведомостей" заместитель генерального директора "Седьмого континента" Валентин Запевалов признал, что цены в интернет-магазине сети выше, чем в обычных супермаркетах компании, рассчитанных на покупателя со средним достатком. Цены в виртуальном "Рамсторе" также несколько выше, чем в обычных магазинах сети. Однако Мстислав Воскресенский, ответственный за работу интернет-магазина "Рамэнки", склонен считать разницу между ценами в интернет-магазине и обычном супермаркете "незаметной". Электронный "Рамстор" предлагает покупателям около 15 000 наименований товаров против 40 000 в обычном.

По оценке BBPG Consulting, товары в электронных магазинах регулярно заказывает примерно четверть московских интернет-пользователей. По данным Министерства по связи и информатизации, количество постоянных пользователей Интернета в России в 2002 г. достигнет 8 млн человек против 4,3 млн в прошлом году.

Выгоды - только в теории.

По мнению специалистов в области электронной коммерции, торговля продуктами питания через Интернет вряд ли в ближайшие годы будет в России эффективной. В теории перспективы роста у этого бизнеса есть. Объем российского рынка интернет-торговли потребтоварами, по оценке одного из его лидеров в России - холдинга eHouse, составляет $110 - 120 млн в год, причем 70% этой суммы приходится на Москву. Минимальная стоимость открытия интернет-магазина в России, по данным eHouse, составляет $20 000 (вложения в запуск "наземного" супермаркета в Москве, по данным ритейлоров, оцениваются не менее чем в $1 млн).

Однако, как сообщил "Ведомостям" вице-президент холдинга eHouse Владислав Улендеев, интернет-продажи продовольствия в общем объеме "электронного потребрынка" в России очень невысоки - они не превышают $1 млн в год. В западных странах торговля едой в общем объеме "электронного потребрынка" также составляет лишь единицы процентов, говорит Улендеев.

Непросто складывается судьба продовольственных интернет-магазинов, не имеющих в числе основателей компании, специализирующейся на обычной розничной торговле. Ряд известных виртуальных супермаркетов, в том числе XXL компании "Юнион", в прошлом году закрылись. В развитие XXL, проработавшего около полутора лет, по данным "Юнион", было вложено около $1,5 млн.

Улендеев говорит, что развитию интернет-торговли продовольствием мешает прежде всего психология покупателей. По его словам, через Интернет люди в основном заказывают знакомые товары - например, любимые духи или, скажем, технику знакомых марок. Еда - совсем иное дело. "Идя за продуктами [в магазин или на рынок], человек редко когда знает, что именно хочет купить, - говорит Улендеев. - Продукты питания - тот товар, который потребителю необходимо перед покупкой внимательно изучить, "пощупать". Схожей точки зрения придерживается и Родион Толпушов из BBPG Consulting. "Люди ходят в супермаркет не только для того, чтобы удовлетворить свою потребность в еде, - говорит Толпушов. - Для многих шопинг - это способ проведения досуга, выход в свет. Во всех странах 60 - 80% покупок в обычных магазинах - спонтанные, импульсные, а в Интернете - как правило, целевые".

Сеть - инструмент маркетинга.

Толпушов говорит, что интерес российских ритейлоров к созданию интернет-магазинов продиктован скорее модой, чем расчетом на получение значительного дополнительного дохода. Есть и более серьезный стимул: как утверждает аналитик, дистанционная торговля, если она качественно организована, является хорошим маркетинговым приемом. С его помощью, считает Толпушов, ритейлор сможет проанализировать рынок, лучше разобраться в потребительских предпочтениях, отработать новые технологии продаж, усовершенствовать логистику и, разумеется, привлечь новых клиентов.

Впрочем, на Западе интернет-торговля входит в устоявшийся список обязательных услуг, которые должен предлагать клиентам ритейлор. Именно этим, как объяснил "Ведомостям" менеджер по связям с общественностью российского подразделения Auchan Владимир Назаров, объясняется то, что интернет-магазин этой сети начнет работать в Москве вскоре после назначенного на конец августа открытия первого ее супермаркета. Назаров говорит, что интернет-магазин Auсhan будет аналогичен тем, что действуют при супермаркетах сети в других странах.

"У них даже нет компьютеров! ".

Ритейлоры сходятся в том, что услуги продовольственных интернет-магазинов востребованы покупателями, у которых есть постоянный доступ к Интернету, деньги и нет времени (или желания) самостоятельно ходить за продуктами в хорошие магазины. Именно поэтому попытки создания подобных служб несвойственны розничным сетям, действующим в недорогом сегменте розничного рынка. Руководство, например, сети супермаркетов экономического класса "Пятерочка" не считает необходимым развивать интернет-торговлю. "Ведь у большинства клиентов "Пятерочки" даже нет компьютеров", - говорит вице-президент сети по коммуникациям и брэндовой политике Феликс Стетой.

Источник: Ведомости