20.08.2002
Пива стало больше. Футбольный бум спровоцировал рост продаж на рынке пенного напитка

В то время как депутаты Государственной Думы собираются запретить употребление пива на улицах, производство и питие этого напитка стремительно набирают обороты. Объяснить, почему это происходит, толком не может никто, как раньше ни один из экспертов не мог прогнозировать такого роста пивного рынка.

Только за первое полугодие 2002 года розничные продажи пива в крупных городах увеличились на 22-23%. Для сравнения: в прошлом году рост пивных продаж составил 11%, и на этот год эксперты прогнозировали увеличение производства хмельного напитка лишь на 12-15%. Ряд аналитиков пытаются объяснить пивной бум в России тем, что наши соотечественники-де стали пить меньше крепких напитков, а следовательно, спрос на слабоалкогольные — пиво и вино — вырос. Назвать этот тезис убедительным, прямо скажем, сложно. Да и водочная статистика его не подтверждает. Так что остается считать более убедительными тезисы о жаре, раззадорившей пивные аппетиты россиян в этом году, а также о спорте, который этому тоже, как ни странно, способствовал. Накануне мирового футбольного чемпионата, который и сам по себе чреват ростом потребления пенного напитка, львиная доля пивных рекламных роликов рассказывала о том, как "футбол приходит в нашу жизнь". Так и встретились пивные интересы со спортивными.

Следствием роста потребления на пивном рынке можно считать и появление новых торговых марок. Так, компания SAB-Miller, уже известная потребителю по пиву "Золотая бочка", недавно сделала ставку на "народность" и представила марку пива "Три богатыря". Кроме того, популярность упорно завоевывают и брэнды, импортируемые из стран бывшего Советского Союза. В России они занимают среднюю ценовую категорию — от 12 до 25 руб. В их числе, например, украинская марка "Оболонь", а также продукция армянских пивзаводов. Сейчас в общем потоке ввозимого в Россию пива армянское составляет не менее 3%. В Москве, например, можно встретить продукцию крупнейших пивзаводов республики: пиво "Котайк" (армяно-французское СП "Абовянский пивоваренный завод") и "Киликия" (ЗАО "Ереванское пиво").

Что же касается Госдумы, то вернуться к рассмотрению пивного вопроса депутаты намерены сразу же после летних каникул. Соответствующая поправка, напомним, была внесена на рассмотрение нижней палаты парламента представителем ОВР Виктором Семеновым. Суть в том, что пока Кодекс об административных правонарушениях запрещает распивать на улицах алкогольную продукцию с объемным содержанием этилового спирта более 12% (за нарушение предусмотрен штраф от трех до пяти МРОТ). Семенов предлагает включить в этот перечень и пиво. Впрочем, до настоящего времени попытки Думы принять антипивные поправки терпели неудачу. Так, например, усилиями мощного отраслевого лобби была похоронена идея ограничения рекламы пенного напитка на телевидении. И защитникам пивных интересов есть за что бороться. Только в 2001 году оборот отрасли составил 8 млрд. долл., а произведено в России было 635 млн. декалитров пива.

Источник: Независимая газета