20.08.2002
B Санкт-Петербургe бизнес-центры продаются вместе с арендаторами

Петербургский офисный рынок достиг зрелости. Арендные ставки прекратили рост еще прошлой весной. Во всех сегментах (по классу зданий) происходит насыщение спроса. Если летом 2001 г. не наблюдалось традиционного затишья, то в этом сезоне спад активности был очевиден. Собственники ряда "раскрученных" деловых комплексов, не испытывающих проблем с загрузкой площадей, готовы продать здания вместе с бизнесом. Запрашиваемые цены за объекты, расположенные в центре города, достигают $2000 за 1 кв. м.

Еще год назад подобные сделки были крайне редкими, а информация о них редко просачивалась в прессу. Сегодня бизнес-центры стали товаром, который открыто предлагается и активно рекламируется. Эта новая для Петербурга тенденция свидетельствует о том, что рынок переходит в качественно иное состояние.

Дорогое удовольствие.



Генеральный директор агентства недвижимости "Зиновьев и К" Себастьян Фицлайон отмечает, что раньше доходные объекты в Петербурге практически не продавались. "Из-за неразвитости рынка покупателю было трудно рассчитать рентабельность этих проектов, - говорит он. - Инвесторы предпочитали вкладывать средства в развитие недвижимости с нуля. Кроме того, два-три года назад мало кто из компаний мог позволить себе такое дорогое приобретение, как действующий бизнес-центр, чтобы использовать его под собственный офис или с целью извлечения дохода. Сейчас, когда кредитные ресурсы стали доступнее, такие покупатели появились".

При посредничестве агентства "Зиновьев и К" на реализацию были выставлены два бизнес-центра, принадлежащие шведской компании JGB Consulting. Оба здания находятся в исторической части города. Одно - на Дивенской улице, 3 (JGB-1) , другое - на Серпуховской улице, 10 (JGB-2). Бизнес-центры относятся к классу В и к началу 2002 г. были заполнены практически на 100% при уровне арендных ставок $300 за 1 кв. м в год. Клиент на JGB-2 нашелся, по словам Фицлайона, "за пять минут". Объект фактически не рекламировался. Условия, на которых были приобретены права на здание полезной площадью 2700 кв. м, не разглашаются. Однако сходный по расположению и качеству отделки бизнес-центр JGB-1 предлагается по $2000 за 1 кв. м; пока этот объект не продан.

Новым владельцем комплекса на Серпуховской улице стала Балтийская инвестиционная корпорация. Она же взяла на себя управление зданием, которое продолжает функционировать как офисный центр с прежним составом арендаторов. По словам ее генерального директора Станислава Энсара, возглавляемая им компания специально создана под этот проект и прежде не работала на офисном рынке. Однако бизнес рассматривается учредителями как весьма привлекательный.

Международный концерн Skanska объявил о продаже двух офисно-жилых зданий в центре Петербурга, расположенных на Казанской улице, 44, и на 8-й Советской улице, 31. Комплекс "Золотая Казанская" - один из пионеров петербургского офисного рынка. Он был запущен в конце 1996 г. Полезная площадь офисов и апартаментов - около 4000 кв. м.

В Skanska рассчитывали распродать коммерческие площади сразу же после завершения реконструкции. Однако затем помещения стали сдаваться в аренду. Сейчас уровень ставок за офисы класса В составляет $350 за 1 кв. м в год. Спустя пять с лишним лет комплекс все же выставлен на реализацию за $7,8 млн, но теперь уже целиком. Здание на 8-й Советской (полезная площадь около 2000 кв. м) продается за $2,5 млн.

Ряд офисных объектов предлагается и на окраинах. Цены весьма умеренные - от $150 до $500 за 1 кв. м.

Генеральный директор компании "VMB-Траст" Александр Гришин полагает, что в условиях усиливающейся конкуренции на офисном рынке наиболее реальными кандидатами на продажу являются небольшие здания в центре города, которые пользуются спросом под представительские офисы для крупных компаний, а также деловые центры, расположенные не вполне удачно в спальных районах.

Очевидно, владельцы офисной недвижимости справедливо рассудили, что именно сейчас они могут выручить за свои объекты максимальные суммы. Доходность бизнеса, связанного с предоставлением в аренду офисов, достигла пика. Уже скоро, возможно, прибыльность начнет снижаться по мере вывода на рынок новых комплексов площадью 10 000 - 20 000 кв. м, которые в настоящее время находятся в процессе строительства или реконструкции ( "Район-700", "Петровский форт", "Сити-Центр". .. ). Эти объекты вводятся очередями и предлагают отремонтированные помещения по $200 - 250 за 1 кв. м в год. Например, к сентябрю на территории "Района-700" (Красногвардейская площадь, 2) будет запущен бизнес-центр под названием "Аскольд" площадью 7500 кв. м.

Внутренняя экспансия.

Несмотря на продолжающийся выброс предложения, говорить о "кризисе перепроизводства" офисов пока не приходится. Действующие бизнес-центры демонстрируют высокие показатели заполняемости. Для объектов класса С ставки в среднем стабилизировались на уровне $200 за 1 кв. м в год, комплексы категории В сдают площади по $250 - 350 за 1 кв. м в год, офисы экстра-класса предлагаются от $400 - 450.

Тем не менее, по оценке специалистов управляющей компании BCM Group, не исключено, что до конца года арендная плата в наиболее популярных у арендаторов зданиях увеличится еще примерно на 5% , хотя средние ставки могут немного снизиться из-за усиливающейся конкуренции.

Летом спрос на офисные площади создавали в основном мелкие арендаторы, претендующие на помещения до 50 кв. м. Бизнес-центры работают с ними крайне неохотно из-за высоких накладных расходов.

В роли постоянных клиентов выступают действующие арендаторы, поэтапно расширяющие офисы. Такая внутренняя экспансия наблюдается практически во всех бизнес-центрах. Во многих комплексах даже сформирован соответствующий лист ожидания. Например, в бизнес-центре "Нептун" (набережная Обводного канала) дополнительными площадями обзавелись компании LG и подразделение IKEA.


Источник: Ведомости