21.08.2002
Изгнанные в Латвию водочные магнаты обвиняют Россию в голландском суде

На прошлой неделе стало известно, что группа S.P.I. подала иск к Российской Федерации в суд города Роттердам (Нидерланды). Лишившись прав на использование "Столичной" и других водочных товарных знаков в России, группа намерена потребовать с государства 25 млн евро компенсации.

Штраф и компенсацию размером как минимум в 25 млн евро "за причинение ущерба бизнесу компании" намерена взыскать с Российской Федерации группа S.P.I. Истцы настаивают на том, что имеют все законные основания для производства и экспорта водки Stolichnaya. И собираются доказать, что Россия в лице федерального казенного предприятия "Союзплодоимпорт" и его гендиректора Владимира Логинова намеренно причиняла ущерб компании, вмешиваясь в отношения S.P.I. и ее дистрибьюторов. Группа будет требовать возмещения убытков, которые она несет из-за невозможности производства "Столичной" внутри России, а также в связи с конкретным эпизодом — арестом экспортной партии водки, произведенной на калининградском заводе "СПИ-РВВК".

Предыстория такова. В конце 1997 г. "Столичная" и другие популярные водочные товарные знаки отошли от ВАО "Союзплодоимпорт", преемника советского объединения, к частной компании "Союзплодимпорт" (без буквы "о" в названии) за сравнительно небольшую сумму примерно в $300 000, как выяснилось впоследствии из отчета Счетной палаты. "Столичная" и "Московская" на экспорт производились за заводе "СПИ-РВВК" в Калининграде. Кроме того, новые владельцы популярных знаков получали прибыли за счет предоставления лицензии отечественным заводам на выпуск этих водок для внутреннего рынка. Годовой оборот S.P.I. достигал порядка $680 млн.

В прошлом году власти России решили дать приватизации водочных брэндов обратный ход. Генпрокуратура, опираясь на негативное заключение об этой сделке Счетной палаты и ссылаясь на решение президента Путина, возбудила ряд разбирательств. В результате Минсельхоз в начале этого года получил контроль в России над знаменитой маркой.
По постановлению правительства права на этот знак, как и на 25 других товарных знаков известных водочных марок, были переданы вновь созданному федеральному казенному предприятию (ФКП) "Союзплодоимпорт". Выпуск "Столичной" на заводе "СПИ-РВВК" встал. Группа S.P.I., связанная долгосрочными экспортными контрактами с крупными западными торговцами спиртным, перенесла производство водок "Столичная" и "Московская" в Латвию — на рижский завод Latvijas balzams, в капитале которого группе принадлежит 50%. Кстати, права на эти водочные товарные знаки на территории самой Латвии уже несколько лет принадлежали Latvijas balzams (LB).

Градус страстей вокруг S.P.I. и LB вновь стал повышаться пару недель назад. Генпрокуратура РФ объявила в федеральный розыск совладельца группы S.P.I. Юрия Шефлера, который, по заявлению прокуратуры, угрожал расправой Владимиру Логинову, бывшему замминистра сельского хозяйства России, а ныне — руководителю ФКП "Союзплодоимпорт". В это время Юрия Шефлера в России уже не было. Он отдыхал в Латвии, где посетил юрмальский музыкальный фестиваль "Новая волна".

Одновременно появилась другая не менее интересная новость. В совет директоров предприятия вошел Петр Авен. В интервью газете "Бизнес & Балтия" (с интригующим подзаголовком "Российский олигарх отдает дань этнической родине") Авен заявил: "Это мое личное решение, никакого отношения не имеющее ни к Альфа-банку, ни к "Альфа-Групп". Оно обусловлено двумя причинами. Во-первых, я этнический латыш. Эта национальность всегда была указана в моем общегражданском российском, а ранее — советском паспорте.
К Латвии я испытываю особые чувства, здесь живут мои родственники. Поэтому когда я получил предложение войти в совет Latvijas balzams, я рассматривал его скорее в сентиментально-историческом ключе. Во-вторых, у меня очень хорошие отношения с новыми российскими хозяевами предприятия, прежде всего с господином Шефлером. Он мой товарищ".

Не чуждая тем не менее сентиментальному Авену "Альфа" в алкогольном бизнесе — не новичок. Компания "Альфа-Эко", которая ведет это направление, владеет брэндами "Армина" (армянские коньяки), "Погреба Кахидзе" (грузинские вина), "Кодру" (молдавские коньяки), Red & White (молдавские вина).
А также является управляющей компанией "Торгового Дома Потомковъ Поставщика Двора Его Императорскаго Величества П. А. Смирнова", которому принадлежит водочный товарный знак "Смирновъ". Некоторые эксперты высказывают предположения, что "Альфа" могла недавно войти в акционерный капитал группы S.P.I.

Между тем в госпредприятии "Союзплодоимпорт" крайне негативно отзываются о последних инициативах группы S.P.I., а ее иск называют не иначе как шантажом. "Руководители S.P.I. ссылаются на поддержку западных коммерческих партнеров, но на самом деле большинство западных дистрибьюторов готовы продавать лишь настоящую оригинальную русскую водку, розлив которой осуществляется на территории России, только из российских ингредиентов и по традиционной технологии, — говорит глава пресс-службы ФКП "Союзплодоимпорт" Наталья Ильина. — Многие годы в США рекламу "Столичной" сопровождает слоган: "Только водка из России является настоящей русской водкой".

Так что же заставило не слишком пока известного широкой публике бизнесмена Юрия Шефлера бросить вызов России как государству, не убоявшись ни шефа Счетной палаты Сергея Степашина, ни генпрокурора Устинова, ни, наконец, президента Владимира Путина? И ради чего более известный олигарх Петр Авен примкнул к рядам конфликтующих с нынешней российской властью бизнесменов? Версий может быть несколько.

Петру Авену удалось сохранить теплые отношения с Кремлем после прихода туда "питерской команды". Авен возглавлял в начале 90-х российское внешнеэкономическое ведомство и в тот период познакомился с деятельностью Владимира Путина, курировавшего внешнеэкономические проекты в администрации Санкт-Петербурга.
Более того, Авен оказывал поддержку проектам будущего президента и назначил того региональным представителем Министерства внешних экономических связей. Можно вспомнить и о том, что влиятельный заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков пришел во власть из "Альфа-Групп". Учитывая все это, можно было бы предположить, что Авен призван S.P.I. для того, чтобы помочь ей достичь политического и делового компромисса с государством.
Здесь, правда, возникает нестыковка, суть которой — в разном калибре таких фигур, как Юрий Шефлер и Петр Авен. Наверное, у президента "Альфа-Групп" Петра Авена должны были быть очень серьезные резоны, чтобы ввязаться в конфликт с властью в рамках такого показательного дела, как "возвращение русской водки государству". И в этой связи вспоминаются туманные намеки СМИ о том, что за всей историей с "приватизацией" русского водочного наследия стоит еще один российский олигарх — Борис Березовский.

Как бы там ни было, ситуация выглядит тупиковой что для частных владельцев "Столичной", что для государственных представителей. На внутреннем рынке минсельхозовское предприятие легко одержит победу, другой вопрос, что внутри России "Столичная" с "Московской" давно растеряли свой потенциал, уступив лидирующие позиции другим брэндам. Обратная ситуация на международных рынках, где понятие "русская водка" в сознании потребителей ассоциируется именно со "Столичной" и "Московской". И основные деньги от "Столичной" — это как раз ее экспортные поставки.

Тупик для государства — в том, что реприватизация на основании постановлений президента или правительства возможна в границах РФ, но не шире. Тупик для S.P.I. — в том, что, будучи вытесненной из России в Латвию, она, как ни крути, делает уже не русскую водку. И вряд ли ее западные партнеры (например, американская Allied Domecq, имеющая контракт с S.P.I. на поставки водки в США до 2010 г.) испытывают по этому поводу оптимизм, ведь торговцам на Западе не нужны скандалы, к тому же им приходится куда детальнее объясняться с потребителями, чем их коллегам в России. Правда, чтобы широкий западный потребитель русской водки узнал, что его любимую "Столичную" выпускают теперь в латвийском городе Рига, нужны усилия, деньги, время, PR-кампании. А государственные предприятия РФ не отмечались ранее успешными долгосрочными PR-кампаниями на Западе.

Источник: Русский Фокус