21.08.2002
"Видео Интернешнл" атаковали с востока

Территориальное управление МАП по Новосибирску внесло в реестр монополистов местное отделение рекламного агентства "Видео Интернешнл". Это агентство продает около 2/3 телевизионной рекламы в России, однако Новосибирск стал единственным городом, где его положение на рынке во второй раз официально признается монопольным. Впрочем, в прошлом году агентство смогло отбить атаку МАПа в суде.
"Видео Интернешнл" - крупнейшее агентство, занимающееся продажами рекламы на ОРТ, РТР, Ren-TV, СТС, а также большинстве крупных региональных каналов. По собственной оценке, в прошлом году агентство контролировало более 70% продаж всей телерекламы в стране. Объем рынка телевизионной рекламы составил в 2001 г. около $480 млн.

Рыночную позицию "Видео Интернешнл" рекламисты критикуют давно - неофициально, ведь его услугами пользуется большинство отечественных агентств. Центральный аппарат МАПа никогда не предъявлял претензий к работе крупнейшего продавца телевизионной рекламы. В министерстве утверждают, что для этого не было юридических оснований. Формально телевизионная, газетная, наружная и прочие виды рекламы не являются отдельными рынками - а значит, монополиста телевизионнной рекламы не может существовать в принципе.

Тем не менее в конце июля теруправление МАП по Новосибирску внесло ООО "РИА Видео Интернешнл С" (ВИС, местное подразделение московского агентства) в городской реестр монополистов. Чиновники приняли весьма элегантное решение: вместо того, чтобы рассматривать процент телевизионной рекламы, продаваемой через ВИС, они определили, что эта компания контролирует более 65% рынка агентских услуг по продаже телевизионного рекламного времени в городе. Теруправление МАПа теперь может регулярно проводить проверки ВИС и его наиболее крупных сделок.

Теруправление приняло решение после жалобы крупного новосибирского агентства "Мелехов и Филюрин", разрабатывающего рекламу для магазина "Снежная Королева", чая Dilmah и ряда региональных клиентов. По словам президента компании Александра Филюрина, в течение нескольких лет ВИС отказывался принимать заказы компании на размещение в телеэфире рекламы клиентов агентства. ВИС заключил договоры с пятью из шести существующих в городе метровых каналов.
По словам Филюрина, отделение "Видео Интернешнл" настаивало на том, чтобы клиенты "Мелехова" обращались со своими заказами напрямую в ВИС. Это позволяло ВИС зарабатывать агентскую комиссию, которую в таких случаях клиент обычно платит своему рекламному агентству. "Мы размещаем рекламу через "Видео Интернешнл" во всех городах страны, кроме Новосибирска, и не можем мириться с такими методами работы сейлсхауса в нашем родном городе", - говорит Филюрин.

Как заявил "Ведомостям" гендиректор ВИС Анатолий Горнштейн, его агентство отказалось от работы с "Мелеховым и Филюриным" из-за якобы возникающих проблем с оплатой. По словам Горнштейна, в конце прошлой недели ВИС подал апелляцию в городской арбитраж с требованием отменить решение МАПа.
"Мы вполне уверены в нашей правоте, ведь в прошлом году мы победили во всех трех судебных инстанциях", - говорит Горнштейн. В прошлом году новосибирское теруправление МАПа уже вносило "Видео Интернешнл" в реестр монополистов, но тогда представители компании оспорили решение антимонопольного ведомства в судебном порядке.

Рекламисты сочувственно относятся к коллегам из Новосибирска, но сомневаются, что у "Мелехова" есть шансы на успех. "Видео Интернешнл" работает в соответствии с законодательством и имеет хороших юристов, а в крайнем случае рекламное агентство всегда можно расформировать и переоформить на несколько фирм родственников и знакомых", - говорит рекламист, пожелавший не называть своего имени в печати.

КТО КАК: До кризиса 1998 г. отечественный рынок телерекламы был поделен практически поровну между двумя крупнейшими медиа-селлерами - "Видео Интернешнл", продававшей рекламное время РТР и НТВ, и "Премьер-СВ", у которой был эксклюзив на продажу времени на ОРТ и ТВ-6. "Видео Интернешнл" работала с каналами по комиссионной схеме, "Премьер-СВ" - по гарантийной.
После кризиса на рынке остался один крупный игрок - "Видео Интернешнл", а ОРТ и ТВ-6 стали продавать свое рекламное время сами. В конце 1999 г. "Видео Интернешнл" не продлила договор с "Медиа-Мостом" по размещению рекламы на НТВ и заключила контракт с ОРТ.
Позже в эксклюзивном пакете селлера оказалось и ТВ-6. НТВ после прихода нового главы Бориса Йордана стал торговать рекламой самостоятельно. В начале лета этого года другой общенациональный канал, ТВС, также объявил, что будет продавать рекламу сам.

Источник: Ведомости