23.08.2002
Сюрприз для трейдеров. Компании-однодневки отсекли от сахарного аукциона

Минэкономразвития решило ограничить возможности участия в осеннем сахарном аукционе компаний-однодневок, созданных трейдерами специально для покупки тарифных квот. Впрочем, число участников аукциона уменьшится не намного. По мнению участников рынка, в этом году в аукционе могут принять участие новички, пришедшие из других отраслей.

Аукцион по продаже тарифных квот пройдет 25 сентября на Московской бирже металлов. Квота на ввоз сахара-сырца на 2003 г. установлена в размере 3,95 млн т (в 2001 - 2002 гг. она составляла 3,65 млн т). Ставка ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец, импортируемый в рамках квоты, установлена в размере 0,095 евро/кг.

Тарифная квота будет разделена на 158 лотов по 25 000 т, минимальная цена лота определена в 700 000 евро.

С 1 октября по 31 декабря 2002 г. правительство ввело повышенную сезонную пошлину на ввоз в Россию внеквотного сахара-сырца в размере 0,2 евро/кг.

В 2001 г. на аукционе больше всех приобрели квот компании "Русагро" и "Продимекс" - по 550 000 т, группа компаний "Сюкден" купила 475 000 т.

Каждый год условия проведения осеннего сахарного аукциона определяет межведомственная комиссия (МВК) , состоящая из представителей профильных министерств (Минсельхоза, Минэкономразвития и др. ). "Порядок проведения аукционов по продаже тарифной квоты на ввоз в 2003 г. в Россию сахара-сырца" МВК утвердила 19 августа, и в тот же день документ был подписан председателем комиссии, министром экономического развития Максимом Медведковым.
При этом, как удалось выяснить "Ведомостям", документ, подписанный замминистра, в одном весьма существенном пункте отличается от утвержденного комиссией.

В варианте, утвержденном МВК, для допуска к аукциону компании-претенденты должны были представить оригинал справки ФСФО об отсутствии процедуры банкротства. В варианте же, подписанном Медведковым этот пункт был заменен на "копию балансового отчета по состоянию на 1 июля 2002 г. с отметкой налоговой инспекции по месту регистрации заявителя".

Представитель одной из компаний, специализирующихся на сахарной торговле, признался "Ведомостям", что это требование рушит распространенную до сих пор схему кредитования сахарных компаний, при которой банки не дают компаниям деньги напрямую, а создают "одноразовую" фирму, которая и закупает на предоставленные банком средства сахарные квоты.
После аукциона сахарный трейдер выкупает фирму вместе с квотами у банка и начинает погашать кредит и проценты по нему. Таким образом трейдеры и банки обходят законодательный запрет на прямую перепродажу квот. По словам источника, свидетельством распространенности такой схемы является то, что в прошлогоднем осеннем сахарном аукционе принимали участие 54 юридических лица, за которыми в реальности стояли всего лишь 24 компании.

В пресс-службе Минэкономразвития "Ведомостям" подтвердили, что министерство подкорректировало документ уже после того, как он был утвержден межведомственной комиссией.
Представители пресс-службы утверждают, что министерство имело на это полное право: все полномочия по проведению сахарного аукциона возложены на Минэкономразвития правительственным постановлением. Более того, Минэкономразвития направит списки участников аукциона в ГТК, МНС и ФСФО для их тщательной проверки.

Один из сахарных трейдеров считает, что поправку пролоббировали компании, которые хотят сократить число конкурентов на аукционе. По его мнению, таким образом была нарушена существовавшая до сих пор негласная договоренность о совместном лоббировании интересов сахарного бизнеса на правительственном уровне.

Крупные игроки сахарного рынка не разделяют эту точку зрения. Заместитель генерального директора по связям с общественностью компании "Русагро" Ольга Дашевская говорит, что для ее компании условия проведения аукциона не изменятся (на прошлогоднем аукционе "Русагро" выкупала все лоты на себя).
В "Сюкдене" также не видят в происшедшем ничего плохого. Замгендиректора этой компании Юрий Чумаков считает, что отрицательный баланс, представленный компанией для допуска к аукциону, должен вызвать у его устроителей подозрение: откуда взялись деньги на квоты? "Хорошо, что он [Медведков] закрыл дорогу подставным фирмам", - говорит Чумаков.

Правда, по мнению Чумакова, нынешний аукцион уже не будет таким спокойным для участников рынка сахара, как два предыдущих. Замдиректора "Сюкдена" говорит, что быстрая оборачиваемость капитала в сахарном бизнесе в этом году привлечет свободные средства из нефтяного, мясного, банковского и водочного бизнеса. В результате, говорит Чумаков, аукционные цены на квоты могут достичь такого уровня, при котором сравняются условия льготного и обычного импорта сахара-сырца.

Источник: Ведомости