26.08.2002
Новости - не их профессия. Информационные службы телеканалов погрузились в летаргический сон

До начала нового телесезона остались считанные дни, за которые нашим телеканалам предстоит доделать то, что было не сделано в прошлом сезоне, и выполнить обещания, данные себе и зрителям в преддверии нового. Но это - за кадром. В эфире же на каждой кнопке - показанные по нескольку раз сериалы, такие же "свежие" ток-шоу и давно отгаданные викторины. Из нового остались только новости. Но они, похоже, перестали быть профессией журналистов, которые ими занимаются.

Собственно, сейчас на телевидении доминирует другой принцип, который весело и цинично сформулировал один из корреспондентов программы "Времечко" Константин Цивилев: "Чем больше трупов на программе, тем выше рейтинг на канале". Недостатка трупов на этой неделе не было. И вроде бы можно было проверить достоверность другой формулы информационщиков: "Телевидение познается в беде". Но и в беде оно показало себя так же неубедительно, как и в радости. Все вроде бы в порядке - новости исправно выходят и все у них как бы на месте: и вселенский потоп, и большая политика, и взрывы, и катастрофы. Но обозначившаяся в прошлом тенденция унификации новостей ныне - при всем богатом урожае на трагические и прочие события - стала печальной реальностью: новости у нас теперь одинаковые, никакой полифонии, одна простая мелодия на всех.

Семь отличий найти, конечно, можно, и главные - это очередность подачи тем и степень достоверности информации. Новостные программы все больше напоминают конструктор "Лего" - из предложенных деталей каждый собирает свою игрушку, отличающуюся только формой: РТР и ОРТ начнут свои выпуски с паркетной съемки, потом расскажут о потопе, закончат громким судебным процессом. НТВ откроется потопом, официоз даст под конец, ТВС стартует судом, встречей Путина с Лукашенко поставят в программе точку. Что же до сути, то игра на опережение, которая сама по себе ничем не плоха, приводит к тому, что иногда возникает подозрение, что в случае крупных трагедий и катастроф проверка информации становится дурным тоном. Так было, например, с количеством жертв взрыва в доме на улице Академика Королева (в разных новостях), так же было, когда Елизавета Листова (ТВС) сообщила, что боится огорчить жителей города Волгограда, но большая часть погибших в Ми-26 - это волгоградцы. На следующий день та же ведущая в отличие от многих своих коллег нашла в себе силы признаться в эфире в допущенной неточности (в беседе с "Известиями" Елизавета Листова заметила, что ответственность за эту информацию лежит на том, кто ее первым дает, - в данном случае на агентстве РИА "Новости"), но при этом сослалась на то, что официальные лица избегают прямых контактов с прессой и что ведомства остаются для журналистов непрозрачными.

Последнее верно. Но не телеканалам жаловаться на это. Они зачастую сами в неудобных для себя обстоятельствах проявляют чудеса закрытости. И непрозрачности. Так, в частности, произошло в нашем случае. Попытки получить комментарии у руководителей информационных служб по поводу их состояния кончились тем, что только один из них высказал свои соображения.

Петр ВАСИЛЬЕВ, продюсер дирекции информационного вещания НТВ:

- Новостные программы вызывают все меньше интереса. Может, стоит поискать новые ходы, чтобы снова привлечь внимание?



- Как показывает практика, новости - самая консервативная часть телевидения. Поиск новых форм приводит к потере аудитории, если речь идет об информационном вещании. Сколько было попыток создать радикально иные форматы и воплощения новостийных выпусков, и ни одна не стала удачной. Не помогли даже "говорящие головы", когда пытались разбавить новости за счет серьезных ньюсмейкеров. Но эта попытка только показала, что таких у нас раз-два и обчелся, кроме того, наши политики в отличие от западных предпочитают молчать, а не говорить, и смотрят на первое лицо.

- Новостные программы все больше становятся похожи на трансформер: отличаются разве что местом расположения деталей-сюжетов в верстке выпуска - у кого-то "паркет" на первом месте, у кого-то на шестом.

- А вот эти нюансы ключевые в понимании того, какую позицию канал занимает и насколько он приближен или удален от государя. И с трансформером я не соглашусь: телевидение - технологичная вещь, особенно новости. И мы зависим от перегонов, тарелок, монтажа, получения информации, съемок. Выигрывает тот, кто играет на опережение или умеет насытить выпуски альтернативными новостями, которые были бы и политически, и социально значимы.

- Игра на опережение приводит к сообщениям о погибших, которые на самом деле выжили.

- Да, можно призывать СМИ к большей сдержанности, но люди имеют право знать, что происходит. Неоправданно другое: когда кто-то, не проверив списки погибших, дает их в эфир - вот это полная безответственность. Если же показывается истинное лицо события - это чисто информационная работа.

Источник: Известия