29.08.2002
МТС стала первой в Восточной Европе

Вчера стало известно, что компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) стала крупнейшим оператором в Восточной Европе по количеству абонентов, обогнав польскую компанию PTC. А финансовые итоги МТС во II квартале 2002 г. приятно удивили аналитиков, значительно превысив их ожидания.
Оборот МТС в первом полугодии 2002 г. составил $563,9 млн; чистая прибыль - $110,7 млн. Во II квартале выручка компании составила $316,3 млн, увеличившись по сравнению с I кварталом 2002 г. на 28%. EBIDTA достигла $162 млн, увеличившись по сравнению с прошлым кварталом на 31%. Чистая прибыль во II квартале составила $66,8 млн, увеличившись по сравнению с I кварталом на 52%. В конце июня компания обслуживала 4,37 млн абонентов, из них 2,35 млн человек - в московском регионе. Показатель выручки в расчете на одного абонента (APRU) во II квартале снизился по сравнению с первым с $26,7 до $25.

Прогнозы аналитиков были в среднем на 14% ниже реальных результатов компании. "Многие недооценили потенциал регионов. Вероятно, поэтому настоящим сюрпризом для аналитиков стала наша региональная рентабельность - 45% , - заявил "Ведомостям" президент МТС Михаил Смирнов. - Сегодняшние результаты подтвердили правильность стратегии, которую мы избрали еще несколько лет назад, первыми выйдя за пределы московского рынка".

За год абонентская база компании в регионах увеличилась в девять раз, превысив 2 млн человек. Во многом именно благодаря стремительному региональному росту МТС первой среди операторов Восточной Европы достигла рубежа в 5 млн абонентов. Если в конце I квартала этого года МТС обслуживала 3,6 млн абонентов, а польская PTC - 4 млн, то к концу июня количество абонентов МТС выросло до 4,37 млн, а количество пользователей PTC - лишь 4,2 млн. Ближайшие российские конкуренты МТС - "ВымпелКом" и "МегаФон" - обслуживают сегодня 3,7 млн и 2 млн абонентов соответственно.

Аналитики ожидали, что APRU будет падать более высокими темпами. В МТС считают стабильные показатели дохода с одного абонента своей заслугой - по мнению компании, это связано с продуманной ценовой политикой. Однако, по мнению аналитика Brunswick UBS Warburg Дмитрия Виноградова, ценовая политика здесь ни при чем - хорошие показатели в доходной части объясняются в первую очередь сезонными факторами. Дело в том, что во II квартале средний абонент МТС разговаривал 164 минуты в месяц, что на 17% выше, чем в I квартале. Поэтому то, что выручка с одного абонента в московском регионе не упала, а повысилась с $29 до $31, связано с большей "разговорчивостью" абонентов, а не с тарифной политикой компании.

"Хорошей новостью для рынка стали данные о высокой рентабельности регионального бизнеса, - говорит аналитик ОФГ Алексей Яковицкий. - Так, уже сегодня питерская сеть МТС, запущенная в декабре прошлого года, стала прибыльной". А общая прибыльность компании увеличилась за счет хороших показателей компании "Кубань GSM", консолидируемой в результаты МТС со II квартала. Кроме того, по мнению аналитиков, МТС создала своего рода прецедент, получив лицензию на работу в стандарте GSM-900 на Саратовскую область. "Минсвязи не выдавало новых лицензий на этот стандарт с 1998 г. Это благоприятная новость и для других сотовых операторов, желающих увеличить свою лицензионную территорию", - говорит Алексей Яковицкий.

Среди немногих негативных тенденций аналитики отмечают увеличение затрат МТС на привлечение одного абонента (они выросли c $36 в I квартале до $39 во втором). По словам Смирнова, основной причиной этого роста стало увеличение расходов на рекламу, что отразило общерыночную тенденцию. "Не следует забывать, что за последнее время расценки на рекламные носители выросли примерно в 1,3 раза", - говорит Смирнов.



Источник: Ведомости