30.08.2002
"Шереметьево" заберет у duty free $11 млн

Руководство "Шереметьево" нашло способ увеличить доходы аэропорта на $11 млн в год. Как стало известно "Ведомостям", именно столько отдаст аэропорту основной оператор беспошлинной торговли в "Шереметьево" - ЗАО "Аэроферст".
По итогам 2001 г. выручка "Шереметьево" составила $110 млн, чистая прибыль - $20 млн. Доходы от деятельности, не связанной с авиацией, составляют около 30% от выручки аэропорта; во всем мире эта доля обычно вдвое больше. ЗАО "Аэроферст", владелец сети магазинов Moscow Duty Free, - первое в России предприятие беспошлинной торговли. Ее акционерами в равных долях являются "Шереметьево", "Аэрофлот" и ирландская Air Rianta. В сеть входит 11 магазинов беспошлинной торговли в терминалах "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2", ирландский бар и "Аэрошоп".

Еще весной руководство "Шереметьево" объявило, что намерено пересмотреть условия работы со своими арендаторами. По мнению гендиректора аэропорта Сергея Беляева, помимо арендной платы за право работать в аэропорту компании должны отдавать "Шереметьево" часть своей выручки. Пока такие договоры еще не заключены, но часть арендаторов уже дали принципиальное согласие на новые условия работы. Согласился и "Аэроферст". Гендиректор компании Михаил Дзамашвили сообщил "Ведомостям", что совет директоров "Аэроферста" утвердил предложенные аэропортом условия концессии и в ближайшие дни будет подписан соответствующий договор.

Об условиях концессии Дзамашвили рассказывать отказался, не хотят о них говорит и официальные представители "Шереметьево". "Ставки, которые мы предложили для "Аэроферста", адекватны нашему участию в капитале этой компании", - говорит пресс-секретарь "Шереметьево" Юлия Эмм. Как удалось узнать "Ведомостям", концессионная ставка для "Аэроферста" будет зависеть от объема выручки компании.
При объеме продаж до $60 млн ставка составит 20% , при выручке $60 - 80 млн - 25% , если же доход превысит $80 млн - ставка вырастет до 30% (включая НДС). Эти ставки будут введены не сразу. До конца 2002 г. концессионные выплаты не превысят 15% и достигнут 20% к 1 июля 2003 г. При этом компания по-прежнему будет платить арендные платежи. Их размер стороны не называют, ссылаясь на коммерческую тайну.

В "Аэроферсте" категорически отказались назвать оборот компании. Но, по расчетам "Шереметьево", отчисления уже при ставке 15% дадут аэропорту дополнительный доход $2 млн в год, а к 2004 г. - $11,6 млн. Юлия Эмм говорит, что это будет первый заключенный аэропортом договор концессии, однако сейчас к подписанию готовится еще несколько подобных документов. "Это мировая практика, и впоследствии мы переведем на аналогичную схему работы большинство наших арендаторов", - говорит представитель аэропорта.

На выручку "Аэроферста" претендует не только "Шереметьево". Концессионные платежи будут получать и другие акционеры компании - "Аэрофлот" и Air Rianta. Ирландская компания получит 2% (включая НДС) дохода "Аэроферста", а "Аэрофлот" - 3%. Эти деньги российская авиакомпания получит за то, что поставляет магазинам беспошлинной торговли покупателей: сейчас пассажиры "Аэрофлота" составляют более 60% в общем пассажиропотоке аэропорта. Кроме того, "Аэрофлот" получит 20% (включая НДС) от доходов, которые "Аэроферст" зарабатывает за счет продажи своих товаров на рейсах авиакомпании. Эта ставка также будет вводиться постепенно.

Это первый опыт "Аэрофлота" в качестве концессионера. Заместитель гендиректора авиакомпании Лев Кошляков заявил "Ведомостям", что "Аэрофлот", который, как и "Шереметьево", является учредителем "Аэроферста", решил присоединиться к концессии. По словам Кошлякова, это соответствует программе авиакомпании по увеличению доходов от деятельности "дочек".

В самом "Аэроферсте", который в результате нововведения лишится по меньшей мере четверти своих доходов, на эту ситуацию смотрят оптимистично. "Мы согласились на эти условия, потому что считаем их приемлемыми", - говорит Михаил Дзамашвили. При этом он утверждает, что цены в магазинах duty free если и поднимутся, то совсем незначительно - на $1 - 2. Сотрудник duty free другого московского аэропорта считает, что, скорее всего, так и будет, потому что поставщики ограничивают наценку и цены во всех мировых магазинах беспошлинной торговли примерно одинаковы.

Источник: Ведомости