11.09.2002
Взять от Pepsi все захотел участник ее рекламной акции

В Петербурге разгорелся примечательный конфликт. Участник рекламной акции напитков Pepsi обратился в антимонопольное ведомство с жалобой. Истец считает, что производитель лимонадов нарушил правила проведения акции и не отдает ему заслуженно выигранный автомобиль. В свою очередь, в компании уверены, что условий конкурса истец не выполнил и машину не выиграл.

Акция ООО "ПепсиКо Холдингс" под названием "Подбери верный ключ" проходила с 5 июля по 1 сентября 2002 года в семи российских городах, включая Санкт-Петербург. Суть акции заключалась в следующем: потребитель, купивший любой напиток, произведенный Pepsi, получал купон. В местах проведения акции на этот купон можно было выбрать из коробки один из многочисленных ключей зажигания, подойти и попытаться открыть им машину. Если ключ подходил к выставленному автомобилю -- участник выигрывал его. В рамках акции разыгрывалось 10 Mitsubishi Carisma. В Петербурге автомобиль стоял у клуба "Голливудские ночи" на Невском проспекте.

Поучаствовать в акции решил Андрей Фирсов, который теперь утверждает, что известный производитель лимонадов его обманул. Рядовым потребителем лимонада господина Фирсова, правда, назвать можно с трудом. Когда он пришел в редакцию Ъ, у него был рюкзак от соков "Добрый", кепка от "Санкт-Петербургских таксофонов", футболка от той же Pepsi. Кроме того, господин Фирсов показал полученную от Coca-Cola видеокассету и рассказал, что выиграл в конкурсе Pall Mall тысячу долларов.

18 августа он с тремя купонами акции Pepsi пошел на Невский, трижды выстоял очередь к машине и взял из коробки три ключа. Два раза он подходил к левой передней двери. Оба раза ключ не подходил. На третий раз он спросил у организаторов действия разрешения попытаться открыть багажник. Получив утвердительный ответ, господин Фирсов подошел к багажнику и открыл его. Дальше, как рассказывает участник конкурса, произошло следующее: одна из девушек, следивших за проведением акции, ключ у него вырвала и бросила обратно в коробку, а багажник захлопнула. А несостоявшемуся победителю сказала, что он открыл машину не по правилам. Свидетелями эксцесса стали несколько десятков человек, которые дожидались своей очереди открыть заветный Mitsubishi.

В течение последующей недели Андрей Фирсов и представители Pepsi вели переговоры. Основная дискуссия развернулась вокруг вопроса -- является ли то, что было открыто, дверью автомобиля. Дело в том, что рекламная листовка, разъясняющая условия проведения акции, гласит буквально следующее: "Участник выигрывает автомобиль в случае, если выбранный участником ключ подходит к дверям автомобиля". Когда переговоры зашли в тупик, горе-победитель написал жалобу в Территориальное управление по Петербургу и Ленобласти Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В жалобе он просит обязать ООО "Пепси Боттлинг Груп" соблюдать российское законодательство и собственные правила проведения рекламных акций. Ну и, конечно, выдать автомобиль.

Как сообщила корреспонденту Ъ начальник отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе МАПа Наталья Плошкина, подобных обращений ни в Петербурге, ни в других регионах России до сих пор не было. Регулярные жалобы потребителей поступают только на рекламу телемагазинов и использование в рекламе табачных изделий людей моложе 35 лет. Такую же информацию дали корреспонденту Ъ и в Coca-Cola. Пресс-секретарь этой компании Елена Лавина сообщила: "Мы сотрудничаем с МАПом по каждой рекламной акции". Так что дело, которое МАП принял к рассмотрению, можно считать прецедентным. Сейчас в отношении Pepsi направлен запрос, в котором МАП просит разъяснить ему условия проведения данной акции. Ответ от компании еще не поступил. Пресс-секретарь "ПепсиКо Холдингс" Александр Шальнов заявил Ъ, что ключ, который выбрал Андрей Фирсов, к машине не подходил. Просто багажник был не заперт и поэтому легко открылся. Именно поэтому компания не считает, что все условия акции соблюдены.

МАПу еще предстоит выяснить, кто прав. Если будет признано, что Pepsi нарушила правила проведения рекламной акции, то к компании могут быть применены меры административной ответственности, которые включают в себя как штрафы, так и контррекламу. А если Pepsi не выполнит предписанные МАПом указания (а это может быть и вручение господину Фирсову автомобиля) -- то и повторные штрафные санкции. Самое же страшное грозит Pepsi, если МАП квалифицирует дело как заведомо ложную рекламную акцию или установит факт мошенничества, -- тогда дело попадет в прокуратуру.

Как бы ни разрешилась эта история, по словам господина Фирсова, желание участвовать в различных рекламных акциях она у него перебила: "После этого случая я сломался. Потерял всякий интерес к участию в конкурсах".

Источник: spb.kommersant.ru