11.09.2002
От тусовки к бизнесу

Регулярные индивидуальные показы наших дизайнеров, российские недели prеt-a-porter, успехи наших модельеров на Западе свидетельствуют о качественных изменениях в сфере отечественного модного бизнеса. Российская мода семимильными шагами преодолевает отставание от стран, где модный бизнес по праву считается частью экономики.

Сегодня эквивалентом успеха в области дизайна становятся деньги. Об успехе бренда или дизайнера, работающего на определенную марку, говорит именно коммерческий успех, позволяющий работать дальше, создавать новые коллекции, продавать свои идеи и вещи. «Самовыражение во что бы то ни стало», под знаком которого происходило развитие российского дизайна в последние годы, уступает место реальному бизнесу.

Российская мода существует - факт, не вызывающий сомнений. Однако период, когда идея дает стимул к развитию индустрии, явно затянулся. И уж точно нет необходимости здесь искать «третий путь», когда идея ради идеи может жить сама в себе и для себя.

Сколько их


Количество фирм, брендов, имен российских дизайнеров - как звезд на небе. Кто-то светит ярко, кто-то бьет в глаза своим агрессивным блеском, на деле оказываясь симпатичным мыльным пузыриком, кто-то достойно движется по своей орбите. В общем - жизнь. Сложность в установлении их количества в том, что не все имена зарегистрированы как торговые марки. Зачастую раскрученное имя - результат удачных тусовок и «правильных» знакомств.

На самом деле фирм, занимающихся дизайнерской разработкой одежды и ее производством, около ста. Точное количество таких предприятий не смогли уточнить даже в Департаменте малого бизнеса.

Отечественная мода - малый бизнес
Даже самые известные дома мод являются малыми предприятиями. В основном это ООО, иногда СП. У нас все хором сказали «вау», когда узнали, что в модном доме Prada объем продаж был увеличен с 50 млн. долларов в 1990 году до 1,5 млрд. долларов в 2001 году.

О публикации годовых балансов наших «малышей», как это принято на Западе, не может быть и речи.

Руководители наших домов ссылаются на неустоявшееся налоговое законодательство по отношению к малому бизнесу. Но это, как в песне, лишь «первая причина». О второй, не менее существенной, криминальной, упоминает Лидия Соселия, одна из лидеров отечественного модного бизнеса: «…улица, вы же понимаете, не дадут работать».

Количество работников на таких предприятиях, как правило, от 10 до 150 человек. В ООО «Дом моды «Людмила Якушина» около 50 постоянных сотрудников. У Лены Макашовой на ее две марки «Ширпотреб» и «Лена Макашова» работают 120 человек. У Ольги Бровкиной около 20 сотрудников. Широко распространена практика привлечения ателье и фабрик для выполнения объемных, массовых заказов. Соответственно годовой оборот колеблется от 50--100 тыс. долларов до 1-7 млн. долларов США. Стоимость активов также различна - от 5--10 тыс. долларов до 10 млн. долларов.

Авторские права
Необходимость регистрации товарного знака и авторских прав все глубже проникает в сознание российских дизайнеров. Наталья Нафталиева, дизайнер и руководитель собственного Дома моды, вспоминает недавнюю историю судебных тяжб с другой Натальей Нафталиевой: «Вся моя многолетняя работа над имиджем собственной марки оказалась под угрозой. Эта женщина показывала свои корсеты и белье в ночных клубах, привлекая стриптизерш. Слава богу, что мое имя уже было зарегистрировано как марка. Это очень помогло мне в судах».

«Я не дам себя обуть», - говорит Лидия Соселия. Прославившись своими оригинальными батиками, дизайнер на заре перестройки получила заманчивое, с ее точки зрения, предложение от итальянцев продать эксклюзивное право на их воспроизведение. «Как мы были неграмотны! Я всю свою жизнь с благодарностью вспоминаю девочку- переводчицу, которая отвела меня в сторонку и, стесняясь, объяснила мне, тогда уже известному модельеру, что такое эксклюзивное право. Меня просто не было бы на этом рынке».

Положительный, почти революционный пример, достойный упоминания в данном контексте, - сотрудничество «Модного дома «Татьяна Парфенова» с Государственным Эрмитажем. Татьяна Парфенова работает с Эрмитажем около двух лет. В июле 2000 года было подписано соглашение между МДТП («Модный дом «Татьяна Парфенова») и Эрмитажем, предусматривающее сотрудничество в области разработки и создания изделий с использованием реплик произведений из собрания музея. По условиям договора, МДТП выплатил Эрмитажу единовременный первичный платеж при заключении соглашения, а затем с цены каждого проданного изделия музею идет определенное отчисление.

Пиратство
На последней весенней Российской неделе prеt-a-porter в Москве, на которой было представлено 24 коллекции, эксперты отмечали «бестолковое цитирование MaXMara, Форда, Готье и иже с ними». Кто-то, наверное, не может забыть времена, когда в бутиках продавались довольно качественные вещи от Версаче, сшитые в московских квартирах.

«Это не бизнес. Для меня как для художника на данном этапе интереснее раскрутить собственную марку, сделать ее узнаваемой и продаваемой. Это сложнее, но это правильнее», - комментирует ситуацию Ольга Бровкина.

Дизайнеры заимствуют идеи не только у зарубежных, но и у российских коллег. Так что мы вполне можем поставить себе плюс - и у нас есть достойные вещи и идеи для подражания. «Было много подделок. Меня это не интересует… мы гордимся своим эксклюзивным трикотажем. Есть одна девочка, которая пытается делать подобные вещи, мне ее жаль, - говорит Лидия Соселия. - Если ты представляешь коллекцию, то должен иметь собственную базу или возможность повторить коллекцию серийно, в любом количестве, в том же качестве, цвете и т.п. В этом состоит профессионализм».

Как они работают
Большинство молодых дизайнеров имеют свои дизайн-студии, по форме напоминающие ателье. Здесь разрабатываются модели, шьется одежда на заказ (для многих работа с индивидуальными заказчиками остается важной составной частью бизнеса), делаются коллекции от-кутюр, отшиваются небольшие корпоративные заказы. Существуют 2--3 цеха, в которых работают от 10 до 40 человек. В основном деятельность структурирована: работают технологи, конструкторы и т.п. Если технические мощности организации не справляются с поступившим заказом, то ищутся партнеры - ателье, фабрики в Москве или регионах, некоторые сотрудничают со странами СНГ - Молдавией и Украиной, размещают заказы за границей.

Важной частью работы Домов моды и студий является реклама. Большинство наших дизайнеров рассматривают создание коллекций от-кутюр как имиджевую часть своей деятельности, так как создание таких коллекций предполагает большие затраты, с одной стороны, и раскрутку бренда - с другой. Участие в неделях prеt-a-porter мои собеседники также рассматривали как рекламную часть своей работы. Сама идея показов prеt-a-porter в России приобрела странный характер, превратившись из чисто коммерческого мероприятия в тусовку.

Корпоративные заказы на сегодняшний день для большинства фирм - единственно реальный способ заработать.

«Корпоративные заказы более или менее похожи на бизнес, - считает Наталья Нафталиева, - большие деньги делаются на тираже». Среди корпоративных клиентов Дома моды Натальи Нафталиевой: Олимпийский комитет России, ОАО «Сибнефть», ЗАО «Мобильные ТелеСистемы», кинокомпания «Кинотавр» и др. Ольга Бровкина выполняла заказы для МИГа, принимавшего участие в авиасалоне в Париже, для фирмы Nokia и др.

Основная проблема для дизайнеров, вне зависимости от ценовой ниши, которую они занимают на рынке, - качество. Качество и идея способны сделать российского дизайнера конкурентоспособным в условиях насыщенного рынка и некоторого психологического отторжения всего российского. Качество включает в себя весь процесс от разработки модели, подбора ткани, пошива до представления вещи покупателю. Все серьезные российские модельеры закупают ткани напрямую на выставках или фабриках Италии и Франции. Лидия Соселия сама разрабатывает дизайн ткани, которую специально для нее производят в Италии. Российские и белорусские ткани также используются дизайнерами для создания коллекций, что позволяет удешевить конечный продукт.

Факт, что известный российский дизайнер Дарья Разумихина, чьи коллекции идут на ура в 20 японских, 10 итальянских, 3 американских, 2 лондонских и канадских магазинах, стала главным дизайнером старейшего шелкового комбината «Красная Роза», дает робкую надежду на то, что и в легкой промышленности грядут перемены.

Где купить и почему именно там
Если у вас достаточно денег, много амбиций и свободного времени, вы делаете карьеру, при этом много тусуетесь, мелькаете в светской хронике и способны независимо мыслить (пусть для меня останется загадкой, как можно сочетать все эти качества), то вы просто обязаны шить вещи на заказ. Вы ходите в дизайнерской одежде, самоутверждаетесь. Дизайнер, посредством ношения вами его одежды, самовыражается. Но если хоть одно из перечисленных качеств у вас отсутствует, то, извините, путь ваш - в магазин, салон, бутик, как вам больше нравится.

«В России нет рынка, - утверждает Наталья Нафталиева. - Рынок предполагает, что дизайнеры, занимающиеся модой, выходят на выставки, где встречаются с байерами, которые делают закупки в магазины. Все происходит в рамках контрактов». Недели prеt-a-porter во всем мире существуют исключительно для этих же целей. Именно поэтому многие известные российские модельеры игнорируют эти недели.

Магазины сотрудничают с дизайнерами на условиях товарного кредита. При этом магазинная накрутка может составлять от 100 до 300%. В магазине «Седьмой элемент», в котором наряду с известными западными брендами представлены изделия российских модельеров (Nina Donis, Доброхотова), отказались давать информацию об условиях сотрудничества с нашими дизайнерами. Учитывая специфику товара, медленную оборачиваемость денег, завышенную конечную цену, модельеры в один голос говорят о том, что такое сотрудничество им не выгодно.

Среди производителей дизайнерской одежды существует две точки зрения относительно целесообразности иметь собственный магазин. Это обусловлено ценовыми и стилистическими нишами, которые они занимают.

Елена Макашова говорит, что ее Дом моды живет исключительно за счет своего магазина «Ширпотреб». «У нас свое производство. Мы тиражируем вещи в зависимости от спроса. Если вещь не идет - прекращаем производство. Что касается ценообразования, то основной критерий - покупательная способность и моя позиция как художника».

Людмила Якушина считает, что четыре собственные секции в торговых центрах приносят гораздо больше прибыли, чем сорок точек реализации. «Я могла бы работать как художник от-кутюр. Но я работаю на средний класс, хочу, чтобы моя мода была демократичной. Моя одежда требует комментариев, поэтому собственная торговая сеть для меня выгоднее с точки зрения продаж, так как товар представлен доходчиво».

Наталья Нафталиева полагает, что в условиях сегодняшних арендных платежей содержать магазин убыточно.

Вполне успешно работает магазин «Веретено» Людмилы Мезенцевой.

У Лидии Соселии есть свой салон в Москве, представительство Дома моды в Центре моды в Берлине, салон в Самаре, секции в Уренгое и Прибалтике. «Я каждый день смотрю, какая реализация. Отслеживаю всю схему - от производства до продажи. Необходимо, чтобы было движение».

Ольга Бровкина планирует открыть свой бутик и надеется, что он займет свою нишу на рынке. «В моем лице вы видите уникальный случай, когда художник зарабатывает без всякого вливания инвестиций».

Концептуальный московский бутик «Марки», единственный мультибрендовый бутик, представляющий российских дизайнеров, с этого сезона перешел на закупки коллекций. Остальные дизайнеры сотрудничают с магазином на прежних условиях. Ольга Короткова, владелец бутика «Марки», так прокомментировала ситуацию: «Магазин не убыточен. Для двух лет существования проекта мы имеем неплохие результаты. Помимо того, что магазин - коммерческий проект, он несет культурную идею. Мы даем деньги на создание коллекций, помогаем делать показы, даем возможность дизайнерам развиваться».

Заграница нам поможет?
Художник-модельер - человек мира, он не может развиваться вне зависимости от мировых тенденций. Все дизайнеры, с которыми нам удалось пообщаться, отмечают, что западный рынок открыт для конкурентоспособной продукции, вне зависимости от страны происхождения.

Русские модельеры давно участвуют в Неделях prеt-a-porter в основных столицах моды. Ольга Бровкина на конкурсе «In Vogue» в 1997 году была отмечена специальным призом от Olivier Lapidus «За самую гармоничную и качественную коллекцию». Осенью 1999 года после участия в выставке в Париже вся коллекция была распродана в парижских бутиках.

С 1999 года Дом моды Натальи Нафталиевой - постоянный участник Недели моды prеt-a-porter в Милане. В последние годы Наталья Нафталиева много работала в США, где у нее состоялось несколько показов.

Лидия Соселия уже давно работает «на два фронта»: примерно 50% продаж приходится на западный рынок. Соселия принимает участие в зарубежных выставках - ярмарках в Париже, Дюссельдорфе, Франкфурте-на-Майне и Мюнхене.

Предложения открыть магазин в Париже поступали Лене Макашовой. Ее одежда, созданная в особой деконструктивистской манере, пользуется большим успехом у «продвинутых» иностранцев.

Главное, что дает знакомство российских дизайнеров с западным рынком, - это умение быть конкурентоспособными по всем направлениям: в качестве, цене, дизайне. Приходит понимание, что цена определяется не уровнем амбиций художника, а востребованностью его на рынке.

Оценивать модели и качество исполнения - дело экспертов. Мы не занимаемся «вкусовщиной». Мы выделяем лишь тех, кто наиболее успешно прогрессирует в направлении бизнеса и дизайна. Имена расположены в произвольном порядке, любые уточнения приветствуются. Список может корректироваться. Итак: Нина Неретина и Донис Пупис, Татьяна Парфенова, Елена Макашова, Людмила Мезенцева, Людмила Якушина, A&V, Виктория Андриянова, Лидия Соселия, Игорь Чапурин, Юлия Бунакова и Евгений Хохлов, Vassa, Олег Бирюков…

***
Людмила Якушина: «Мы сейчас находимся в той стадии, когда нас интересует бизнес-планирование, бюджетирование, документооборот по трем направлениям: разработка, производство, торговля. Пиаром вплотную мы займемся чуть позже».

Лена Макашова: «Мы работаем неправильно. Я директор и главный художник. Но если придет управляющий, то основной целью станет прибыль. У меня это не цель… Если ко мне придет Лада Дэнс, мне нечего будет ей предложить. Я не работаю в этом направлении… у меня нет контакта с людьми, которые живут ради денег. От денег у меня нет вдохновения». «Мои друзья: Галина Волчек, Ира Хакамада, Нина Ивановна и Лена Дробышевы, Аня Терехова, ведущие радиостанции «Серебряный дождь», актрисы Театра Луны и 'Ленкома' и многие другие».

Наталья Нафталиева: «Совместно с Департаментом малого бизнеса при правительстве Москвы работаем над концепцией создания шоу-румов… Не участвую в Неделе prеt-a-porter в Москве - не вижу смысла, там нет байеров… у нас все происходит на уровне тусовки. …Планирую продавать за границей изделия из кожи».

Лидия Соселия: «Будущее легкой промышленности на синтезе моделирования и фабричного пошива… Я работаю гибко, амбиции должны быть в хорошем качестве и приемлемой цене».

Ольга Бровкина: «Мне пришлось получить три высших образования. Сейчас я больше читаю учебники… У модельера один путь - или вещи продаются, или нет… глупо придумать что-то гениальное раньше времени… Мне нравится ставить себя в рамки».

Источник: Газета